Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Рав Моше Вайнбергер
Некоторое время назад сын моих соседей отбился от рук. Хаим перестал ходить в школу, подружился с ребятами, которые посреди ночи, привозя его домой после очередной вечеринки, продолжали шуметь. Соседи сначала жаловались родителям, а затем начали вызывать полицию. «Отправьте его в военную школу!» — советовали они. Впрочем, родители страдали не только от стыда перед соседями. Их боль за судьбу сына усугублялась опасением за будущее других детей. Хаим был старшим ребенком в многодетной еврейской семье, он мог повлиять на своих младших братьев и сестер. Родители Хаима обратились к раввинам, которые имели опыт работы со сложными подростками, и вскоре начали посещать группы поддержки в еврейской общине Нью-Йорка.
Если бы родители отправили Хаима в военный интернат, то, скорее всего, лишили бы его всякой связи с еврейством. Конечно же, в определенных ситуациях это необходимо делать, например, чтобы спасти ребенка от наркомании.
Однако проблема заключалась в том, чтобы спасти других детей от влияния Хаима, для чего отправить его куда-нибудь подальше от дома.
С одной стороны, примером этого в Торе является Авраам, который, спасая Ицхака, выгнал из дома Ишмаэля. На основании этого рассказа крупнейший авторитет прошлого поколения рав Моше Файнштейн постановил, что ученика можно выгнать из еврейской школы лишь в том случае, если он, подобно Ишмаэлю, угрожает жизни или портит душу других ребят.
Однако в Торе есть и другой пример. Ицхак продолжал терпеть негодяя Эйсава и стремился его благословить. Именно пример Ицхака стал в последние годы основой поведения еврейских родителей, которые не отказываются от своих детей, несмотря ни на что. Сын всегда остается сыном, и дверь отцовского дома для него всегда открыта. Даже грешник еврей все равно остается евреем, утверждает Талмуд. Сын или дочь могут перестать соблюдать заповеди иудаизма, могут пожелать вступить в брак с представителями других народов и религий, но для родителей они все равно остаются любимыми детьми, и они никогда не теряют надежду на их возвращение в лоно семьи и своего народа.
Казалось бы, выгоняя восставшего против родителей подростка, они защищают интересы других детей. Но у этой проблемы есть и другая сторона. Если дети видят, что за плохое поведение старшего брата выгнали из дома, то они приходят к выводу, что родители любят детей лишь на определенных условиях. И стоит детям эти условия нарушить, как родители «отказываются» от детей. В этом случае они могут испытать страх, что и их ждет в будущем судьба старшего брата, то есть изгнание из родительского дома.
Если же родители продолжают держать своих детей дома, деликатно и одновременно твердо пытаясь им помочь преодолеть сложные подростковые проблемы, то младшие дети видят, что родители преданы своим детям. В этом случае их уважение и любовь к родителям могут лишь возрасти. Более того, и они будут преданы семье, своим братьям и сестрам, а в будущем станут преданными родителями.
Родители Хаима окружили сына теплом, нашли ему другую школу, в которой он преуспел. Окончив школу, Хаим продолжил образование в иешиве, женился, стал отцом и сегодня только радует своих родителей, как и другие дети этой замечательной семьи…
Когда Яаков увидел сыновей Йосефа, то спросил: «Кто эти?» «И сказал Йосеф отцу своему: Это сыновья мои, которых дал мне здесь Всевышний. И сказал он: возьми же их ко мне, и я благословлю их» (Берешит, 28:8).
В отличие от других членов семьи Яакова, Эфраим и Менеше выросли в Египте. Потому Яаков и спросил: «Кто эти?» Однако Йосеф ответил отцу — это дети, которых дал мне Всевышний. Благословляя своих внуков, Яаков заповедал всем своим потомкам, чтобы и они благословляли своих детей и желали им, чтобы «Всевышний сделал их подобными Эфраиму и Менаше», то есть чтобы даже в изгнании они выросли праведными людьми.
Теги: Тора, отцы и дети, шалом байт