Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Нередко в пылу спора человек хочет, чтобы его слово было последним и чтобы на его веский аргумент оппонент уже не смог возразить. Впрочем, не стоит никого загонять в угол: вы можете доказать свою правоту, но при этом унизить человека и навсегда потерять его дружеское расположение…
Узнав в пришельцах своих братьев, Йосеф мог им сразу открыться. «Вы смеялись надо мной и моими снами, — мог упрекнуть братьев Йосеф. — Продав меня в рабство, вы сделали все, чтобы мои сны не сбылись. Я, Йосеф, — правитель Египта, вы же — в моих руках, как и предвещали мои сны». Однако Йосеф промолчал, преодолев желание доказать свою правоту или испытать сладость мщения…
Когда в мешке Биньямина стражи нашли бокал главного министра Египта, то братья, как рассказывают мудрецы Талмуда, бросили ему упрек: «Ты вор, сын воровки!» Они напомнили ему о том, что его мать Рахель украла идолов у своего отца Лавана.
«Вы же знаете, что кто-то подложил в ваши мешки серебро, которым вы заплатили за хлеб в Египте, — мог ответить им Биньямин. — Почему же вы не подумали, что и этот бокал был мне подложен? Почему вы обвиняете меня в воровстве?» Однако Биньямин промолчал…
Почему Йосеф и Биньямин смогли промолчать? Их вдохновлял пример матери Рахели, которая отличалась сдержанностью и миролюбием.
Когда Рахель попросила у своей сестры Леи цветы (дудаим), которые собрал ее сын Реувен, то Лея упрекнула ее: «Мало того что ты взяла моего мужа, ты еще хочешь и цветы (дудаим) моего сына?» (Берешит, 30:15). Этими словами Лея выразила свое опасение, что Яаков продолжает любить Рахель, а к ней привязан лишь потому, что она стала матерью его детей.
Конечно же, Рахель могла ответить Лее: «Как можешь ты говорить, что я отняла у тебя мужа, ведь чтобы избежать твоего позора, я уступила тебе Яакова!» Однако Рахель промолчала…
Учителя и родители могут читать детям лекции, объяснять, как себя вести, но если их слова будут расходиться с их делами, то они не будут услышаны, пишет рав Авраам Тверский в своей книге «Living Each Week» (с. 88). И если чему-то научатся, то лишь двуличию: говорить одно, а делать другое. Главное же, что могут сделать учителя и родители, — это быть примером для своих детей.
Йосеф и Биньямин видели мать, которая умела молчать, и воплощали в своей жизни качества ее души.
Мудрецы Талмуда (Шаббат, 88) прославляют людей, умеющих молчать: «Унижаемые, но не унижающие, оскорбляемые, но не отвечающие на оскорбления, с любовью творящие добро и с верой принимающие страдания, — о них сказано: «…любящие [Вс-вышнего] будут подобны солнцу, которое восходит во всей силе своей» (Шофтим, 5:31).
Рахель смолчала и за свое молчание удостоилась великой награды — только ее евреи называют «Рахель имэйну» — «наша мать Рахель». Ибо она стала символом единства всего народа, мольбы о судьбе всех евреев.
Комментируя слова пророка Йеремии, оплакивающего разрушение Иерусалимского Храма и изгнание евреев, мудрецы Талмуда пишут, что души наших праотцев, Авраама, Ицхака, Яакова и Моисея, молили Всевышнего об их возвращении на родину, но их молитвы не были услышаны. Стоило же Рахели упомянуть, что она промолчала, уступив Яакова, чтобы не унизить свою сестру, как Всевышний наполнился милосердием: «Так сказал Всевышний: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Так сказал Всевышний: удержи твой голос от рыдания и твои глаза от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Всевышний, и возвратятся они из земли вражеской. Есть надежда на будущее твое, говорит Всевышний, и возвратятся сыновья твои в границы свои!» (Иеремия, 31:15–17).
Подобно матери, промолчал Йосеф и, избежав конфликта с братьями, удостоился того, что переносной храм Мишкан был установлен на его территории в Шило. Промолчав в ответ на упрек братьев, Биньямин избежал ссоры и удостоился того, что на его территории был построен Иерусалимский Храм — символ единства народа.
Теги: мир в семье, молчание