Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Моя жена заскочила "на пару минут" в один из бесчисленных магазинов на Оксфорд-стрит, а я с коляской остался снаружи подышать выхлопами праворульных такси. Внимание моей малышки привлек клоун на ходулях, стоящий у входа в Primark. Он жонглировал какими-то шариками и раздавал проходящим пакистанкам рекламные листовки. Она выскочила из коляски и побежала к нему. Я кинулся за ней. Клоун обратил на нас внимание, и, расплывшись в широкой улыбке, пошел к нам навстречу. Приблизившись к моей дочке, он бросил ей шарик, нагнулся, и начал с ней беседовать, искренне умиляясь ее интересу.
Я был одет так, как обычно одеваюсь для выгула супруги по магазинам Лондона, Базеля и других Миланов: бейсбольная кепка, тенниска, обычные брюки и повседневные туфли, и, может быть поэтому, когда я подошел к артисту, он не совсем понял из какого пункта на глобусе я сюда приехал. Не прекращая улыбаться, он рассмотрел мою бороду, секунду подумал и выдал:
- Салям алейкум!
Я улыбнулся и ответил:
- Шолом алейхем.
Клоун еще раз посмотрел на меня, потом на мою дочку, после чего, потеряв к нам всякий интерес, развернулся на своих ходулях и пошел обратно ко входу в магазин.
Его толерантность и мультикультурность, видимо, не распространялись так далеко...
Кто для нас бОльшие друзья? Мусульмане или европейцы? Не торопитесь отвечать, не все так просто, как кажется.
Когда речь идет о защите прав разноцветных меньшинств - евреи в Европе считаются белыми, и, несмотря на то, что ни один из них никогда не был рабовладельцем или колонизатором - покаяния от них ждут в такой же мере, как и от коренных жителей континента. Но когда под предлогом сохранения европейской идентичности или требований безопасности европейские правительства принимают антииммигрантские законы - евреи, несмотря на то, что еще их прадеды жили в этих странах, и на то, что еще ни один еврей не устроил теракт, попадают под раздачу вместе с арабами.
И Великобритания в этом смысле - еще не самое крайнее место. В плане сохранения собственных ценностей наиболее показательна Швейцарская Конфедерация. Потому что законодательные органы там работают немного по-другому, чем в остальных европейских странах. В какой-нибудь Германии политик, предложивший или поддержавший законопроект, каким-либо образом ущемляющий права мигрантов, рискует получить на лоб печать расиста и ксенофоба, на чем его карьера вполне может прийти к своему завершению. В Швейцарии же, голосование по многим законодательным инициативам проводится не среди парламентариев, а на всеобщем референдуме, что позволяет не бояться последствий. Так, в начале этого века в стране был запрещен кошерный забой скота, который коснулся не только евреев, но и мусульман. Когда на референдум был вынесен вопрос о разрешении постройки в стране минаретов - большинством голосов он был отвергнут, и заботящиеся о сохранении самоидентификации швейцарцы встретили это решение с энтузиазмом. Но не только они. В израильской правой и религиозной прессе появились оптимистичные статьи о том, что "вот, наконец, европейцы начинают понимать израильтян" и вскоре у нас с ними наступит полное взаимопонимание и сотрудничество. В те дни я гостил в Базеле, и поинтересовался у своего дяди-швейцарца, как он проголосовал. Он ответил: "Конечно, за разрешение минаретов!", что вызвало мое удивление. И тогда он объяснил: "Они начнут с запрета минаретов, а закончат синагогами. Мы для них - чужие".
На прошлой неделе на очередном референдуме швейцарцы большинством голосов поддержали законопроект, запрещающий в общественном пространстве носить головные уборы и повязки, закрывающие лицо. Да-да, именно посредине пандемии, когда за непокрытую морду штрафуют. Но для медицинских масок, мотоциклетных шлемов и сварщиков сделали исключение. Что осталось? Правильно - никаб и паранджа.
И опять оптимизм среди правых и религиозных израильтян: "Они за нас!"
Ребята, они не за вас. Они начали с лица, а закончат покрытием головы. И придется еврейским мужчинам снимать кипы, а еврейским женщинам покупать парики, не отличимые от настоящих волос. Тот факт, что они имеют некоторые претензии к мигрантам, совсем не означает, что они наши друзья. И, поверьте мне, в списке тех, к кому они испытывают неприязнь, мы опережаем мусульман на несколько пунктов. Потому что еще Билам, восхищаясь еврейским лагерем в пустыне, сказал: "Вот народ, который существует отдельно от всех, и среди остальных народов не числится". И бороться с этим бессмысленно. Этим надо гордиться.
Поэтому - подбираем розовые слюни, и переключаемся на борьбу с внутренним антисемитизмом.
Теги: пробелы в информации, Острая тема