Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
После первого дня праздника Суккот, который в этом году выпал на Шабат, в Кеилас Ашкеназ задумались над актуальным вопросом: как в условиях пандемии исполнять акафот? Бейт кнесет, рассчитанный на 150 мест, разделен на девять капсул по 5-6 человек в каждой (все остальные сидят по домам на карантине). Сквозного прохода между капсулами нет, а согнать всех присутствующих в центральную капсулу, чтобы дать возможность обойти биму - значит нарушить установленные правила (а это для йеккес недопустимо).
Недостатка в креативных решениях не было.
Кто-то предложил выйти и обойти здание снаружи, пока один из молящихся будет стоять на биме со свитком Торы, но это предложение было отвергнуто - с таким же успехом можно было объехать весь город по кольцевой на автобусе.
Потом поступило предложение делать акафот по очереди, группами по 10 человек, но этот вариант тоже не подошел.
Какой-то остряк предложил высокотехнологичный вариант:
В конце концов инициативная группа обратилась с вопросом к раву синагоги, раву Даниэлю Голдшмитду, и оказалось, что алаха предусматривает такой вариант: за неимением свитка Торы или при невозможности обойти биму - можно обойти стул, на котором лежит однотомный ТаНаХ. Так и поступили. Посредине каждой из восьми капсул установили стул с ТаНаХом, и начали ходить вокруг него, а центральная капсула ходила вокруг бимы, на которой стоял один из аврехим со свитком Торы.
Небольшое отступление:
Еврейский Закон рассматривает два варианта исполнения мицвот: "лехатхила" и "бедиевед". Расшифруем эти понятия для тех, кто пока находится снаружи танка.
"Лехатхила" (ударение на третий слог) - "изначально", положение, когда условия идеальные и нет никаких препятствий исполнить мицву строго согласно букве Закона.
"Бедиевед" (ударение на вторую "е") - "постфактум", положение, при котором идеальному исполнению мешают некие внешние факторы, и поэтому приходится делать "как есть".
Во время капсульных акафот мой (и не только мой) мозг сверлила мысль: "От жеж, точно говорят, что мы не ценим то, что имеем. Каждый год, обходя биму на Суккот, мы даже не предполагали, что такое положение (лехатхила) может быть нарушено каким-то вирусом, и мы будем ходить вокруг стула с книгой"...
И вдруг меня пробило: каждый год, когда на биме стоит аврех со свитком Торы, а вокруг ходят остальные с лулавами - это не лехатхила, это бедиевед. Потому что лехатхила - это ходить вокруг жертвенника в Храме. И то, что мы делаем сейчас - это не более "понарошку", чем было во все остальные годы. Просто мы настолько привыкли к такому положению вещей, что начали считать его нормальным. И чтобы понять, что это ненормально - надо было принять участие в сюрреалистической сцене, когда акафот делают вокруг стула...
Всем нам здоровой зимы и скорейшего восстановления Храма. געזונטע ווינטער
Теги: Суккот, Фото, Подумалось