Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Подойдя к двери Кеилас Ашкеназ, я привычно открыл дверь локтем, что не ускользнуло от внимания сына моего хеврусы - парня сообразительного и принципиального. До минхи оставалось еще минут десять, и он подошел ко мне с вопросом:
"До такой степени?? Зачем нужны все эти предосторожности? Большинство говорит, что вирус не передается через поверхности!"
Вокруг собрались еще несколько заинтересованных ешиве-бохрим, и я решил посвятить оставшееся до молитвы время объяснению своей позиции:
"Давай начнем с того, что нам известно о новом вирусе. А достоверно нам известен всего лишь один факт - то, что о нем толком ничего не известно. Разные специалисты (и "специалисты" - куда ж без них) расходятся во мнениях, насколько эффективны маски - от "защита на 95 процентов" до "никакой пользы, только вред", насколько вирус передается через поверхности - от "выживает до трех суток" до "вообще не передается", насколько можно рассчитывать на приобретенный иммунитет - от "пусть уже все переболеют, чтобы быстрей покончить с этой заразой" до "антитела пропадают через какое-то время, уже известно о куче случаев повторного заражения, мы все умрем", насколько работают карантинные меры - от "забесплатно угробили экономику, кривая заражений никак не связана с локдауном" до "чем жестче карантин, тем меньше заразившихся", и даже насколько опасен сам вирус - от "не страшнее обычного гриппа" до "в больницах и моргах уже нет свободных мест".
Что в случае такого информационного раздрая остается делать такому неосведомленному человеку, как я? А мне остается только рассуждать логически.
Давай представим, что "ковидиоты" правы на 99 процентов, а "ковидофобы" - только на один. Если тебе предложат выбрать один из ста стаканов воды, предупредив, что в одном из них есть капля "новичка" - будешь ли ты пить? Это самая известная дилемма из "теории игр". Ее решить очень просто - надо сравнивать не математическую вероятность, а масштаб выигрыша/проигрыша против масштаба полученного удовольствия/неудовлетворенного желания. То есть - если ты только что выполз из ливийской пустыни и вот-вот умрешь от обезвоживания, а до ближайшего водопроводного крана или автомата с напитками тебе придется пересечь эту пустыню еще раз - то игра стоит свеч, хватай первый попавшийся стакан, говори броху и - вперед. Только не забудь на всякий случай перед брахой сказать "Шма". А если можешь потерпеть и купить бутылку "Эйн Геди" в киоске, расположенном в пяти минутах ходьбы - лучше отказаться от предложенного "удовольствия".
В случае нашего вируса к этому подсчету добавляется еще один момент: представь себе, что ты, переходя дорогу по пешеходному переходу, выбросил (уронил) банановую кожуру, и не потрудился ее поднять (а может, просто не заметил, что она у тебя выпала). Через десять минут на том же переходе появляется мужик (беременная женщина, ребенок, инвалид - подставь нужное), поскальзывается, и его сбивает машина. Насмерть. Ты об этом никогда не узнаешь, да ты напрямую его и не убивал, и может быть ты даже и не очень виноват - под ноги смотреть надо, когда переходишь дорогу. Но твое действие (бездействие) привело к чьей-то смерти. Хотел бы ты оказаться в такой роли?
Если ты подхватил вирус, который, возможно, не передается через поверхности, против которого, возможно, не помогают маски, и который, возможно, не страшнее гриппа - ты может, слегка потемпературишь недельку-другую, а потом вернешься в кондицию, ничего страшного, правда? Но если в первый день твоего недомогания (или за день до него - нам же ничего достоверно неизвестно, так?) ты перекинешь этот вирус соседскому авреху, который бессимптомно перенесет его своему сыну, который так же бессимптомно перекинет его своей бабушке, у которой есть небольшие проблемы с сердцем, о которых она пока не знает. И бабушки не станет. Ты готов с этим жить?
Мне не составляет никакого труда носить маску в общественных местах, натянув ее на нос и подоткнув под очки (так они не запотевают). Мне совсем нетрудно (и даже желательно) говорить с друзьями, соблюдая некоторую дистанцию. И я уже на полном автомате не касаюсь руками дверных ручек, выключателей и поручней вне дома. Мне это ничего не стоит - ни денег, ни усилий, ни времени. И если это с вероятностью одного процента может спасти кому-то жизнь - я буду счастлив.
Если кому-то трудно дышать в маске, или он не может приучить себя к тому, что смотреть надо глазами, а не руками (как у нас в синагоге после того, как мы приклеили новые декоративные профили - каждый гость обязан был проверить их на ощупь), или он не слышит собеседника на расстоянии больше, чем 12 сантиметров - он вправе самостоятельно решить, что ему важнее: стопроцентное собственное неудобство или однопроцентное спасение чьей-то жизни. Я для себя решил, и ничего сверх-трудного в этом не вижу".
Парни посмотрели на часы - до минхи оставалась еще минуты две. И тогда я получил еще два вопроса:
1. "А если человеку его рав сказал, что маски не нужны?"
2. "Есть люди, которые очень строго все соблюдали, но все равно заразились. А есть такие, которым все по-барабану - и ничего".
Я решил ответить сначала на второй вопрос:
"Есть люди, которые попали под машину, переходя на зеленый свет, а есть те, которые переходят на красный - и ничего. Это значит, что всем надо срочно начать переходить на красный?"
Началась минха, но парни поймали меня после - и потребовали ответа на вопрос насчет рава.
"Ведь есть же некоторые круги, которые не признают никаких инструкций?"
"Есть, вы правы. Но даже в этих кругах рав не сказал, что носить маски запрещено. Если человек включит голову - то запросто сможет на нее надеть маску, никаких наставлений рава он при этом не нарушит".
"А как же общественное давление? Если он единственный из всех окружающих его в своем кругу будет носить маску - как на это посмотрят все остальные?"
"Знаете, точно такие же вопросы встают перед начинающими баалей тшува: как изменить свои привычки, образ жизни и мышление? Как на это посмотрят родители, друзья и соседи? Но если человек пришел к выводу, что это необходимо - он делает то, что решил, несмотря ни на что. Если, конечно, он сильный человек. Не все на это способны. Творец сделал со многими из "этих кругов" большой хесед, что они родились в религиозных семьях. Если бы они родились "снаружи"- они никогда не смогли бы сделать тшуву. Потому что "а мне так неудобно", "а я так не привык" и "а что скажут окружающие".
Теги: Фото, Острая тема