Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Наша кухня, как любая уважающая себя еврейская кухня, была закрыта на Пейсах, но теперь, собрав посуду, свернув линолеум и выкинув засохшие остатки хрена из холодильника, мы снова открываемся для посетителей. А по причине того, что накопившаяся за праздник работа взывает к отмщению, дети сверлят мозг, каникулы еще не закончились, но летний семестр уже самосвалом маячит на горизонте - сегодня вместо чаепития мы сразу предложим нашим гостям заварку. Возьмем быка за хвост, такскзыть, не растягивая резину в долгий ящик. Шоб было коротко и по делу.
Если кто-нибудь меня спросит, в чем квинтэссенция Сфирас а-Оймер, то на мониторе моего мозга сразу всплывет история, которая произошла лет пятнадцать назад в сонном городе Базеле.
В самый разгар Сфирас а-Оймер я по делам поехал на несколько дней в Швейцарию и остановился, понятное дело, у своих родственников - людей скрупулезных и прямых, как и все уроженцы этой маленькой, но высокогорной страны.
В первый же вечер, когда мы с моим дядей вошли в местный шул, я обратил внимание на одного из присутствующих, внешне ничем не отличавшегося от остальных: светлые брюки, темная ветровка, кепка, прямая осанка, золотые очки, дорогие часы. Обычный йекке. Мое внимание привлек тот удивительный факт, что персонаж был... гладко выбрит. Для меня, уже лет семь, как приземлившегося в Обетованной, и несколько лет, как осевшего в Кирьят Сефере, вид религиозного еврея, который бреется в Сфирас а-Оймер, был, мягко говоря, не совсем привычен. Я мысленно нарисовал над этим фактом знак вопроса и начал молиться Минху...
Во время хазарас а-шац я достал с полки книгу "Мишна Брура" и стал искать там какое-нибудь объяснение гладкому подбородку еврея, привлекшего мое внимание. Минха закончилась раньше, чем я успел что-либо найти, и я направился к выходу. Едва выйдя из зала (у йеккес очень строго насчет разговоров на левые темы в синагоге), я подскочил к своему дяде и поинтересовался, как можно объяснить тот удивительный факт, что герр Вертхаймер* выбрит, как мячик.
И тогда дядя сказал фразу, от которой:
1. я почувствовал, что стал израильтянином
2. мне стало стыдно
3. я запомнил ее навсегда, как выжимку всего смысла мицвот между человеком и его ближним (ага, именно тех, которым именно в эти дни уделяется так много внимания).
Он сказал: "ТЫ спрашиваешь МЕНЯ, почему ОН побрился?! Какое мне до этого дело? Мое дело - беспокоиться, чтобы у него были средства для свадьбы его дочери, чтобы он и его семья были здоровы, чтобы его имущество не пострадало по каким-то причинам. "Почему он бреется?"- вопрос между ним и Вс-вышним. Может, ему врач прописал по состоянию здоровья, или рав разрешил, чтобы он мог нормально продолжать вести свой бизнес, не распугивая клиентов - я не знаю. В любом случае - МЕНЯ это не касается АБСОЛЮТНО".
Узнали? Известная цитата, просто сказанная другими словами: "Каждый еврей обязан заботиться о материальном мире соседа и о духовном мире самого себя".
Ни в коем случае не наоборот.
_____________
* Имя изменено
Теги: пробелы в информации, Подумалось