Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Вчера утром, вернувшись домой с молитвы, я почувствовал запах гари, а сразу следом услышал громкий треск. Вбежав в комнату, я увидел охваченный пламенем масляный обогреватель.
Имело место самое настоящее чудо, поскольку:
1) Я не нарушал технику безопасности, а радиатор был почти что новый и по идее у него не было причин загореться.
2) Я пришел очень вовремя, в самом начале пожара, и потушил огонь секунд за двадцать.
3) Моя семья сейчас в Йерушалаиме и возвращается лишь сегодня - никто не пострадал и даже не имел шанса всерьез испугаться.
4) Ничего, кроме самого радиатора, не сгорело, и даже на линолеуме не осталось никаких следов произошедшего.
А потом, успокоившись, я в очередной раз подумал о том, что и так все знают. О том, что, в принципе, есть всего два полярных варианта интерпретации происходящего в мире. Согласно первому, абсолютно все – чудо. Какие-то чудеса мы условно называем «открытыми», из-за того, что они слишком уж сильно выпадают из привычного контекста (и таковым, по-моему, является вышеописанный пожар с хэппи-эндом), какие-то именуем «скрытыми», потому что они «притворяются» результатом причинно-следственных связей. Вторая точка зрения состоит в том, что во всем есть более-менее понятный (или «могущий» быть понятым, зафиксированным и описанным) причинно-следственный алгоритм, а все неожиданное, застающее врасплох и удивляющее, можно списать на стечение обстоятельств, в которых нет и не может быть ничего иррационального. Рав Мойше Шапира объясняет, что если человек предпочитает видеть во всем причинно-следственный «природный» механизм, то Небеса организуют все так, что именно эту конструкцию он и будет видеть, подыскивая всему происходящему привычное, «разумное» объяснение, в четком соответствии с принципом «По какой дороге хочет идти человек, по той его и ведут» (Вавилонский Талмуд, трактат «Макот»).
На днях я познакомился с прекрасным еврейским парнем. На данном этапе нашего общения он склонен предполагать, что Тора все-таки была написана группой товарищей умных людей. Может быть он так думает по причине того, что реб Поллак в своих «Диалогах» этим вопросом еще не занимался, а может быть потому, что мой новый приятель склонен смотреть на все взглядом номер два, и то, что религиозному человеку видится как открытое вмешательство Вс-вышнего в «естественный» порядок вещей, им неизбежно низводится до фольклора. Но мне кажется – вернее, я надеюсь - что это у моего нового друга закончится после получения доказательства истинности Торы, и что он это доказательство получит. Потому что в отличие от большинства людей, задающих вопрос об истинности и легитимности Торы, он готов выслушать ответ. Еще одно чудо.
Теги: Чудо, Мойше Шапира