Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Когда Хамор и Шхем пришли к Якову и его сыновьям просить руки Дины, Яков не произнёс ни слова. Вместо него говорили лишь братья Дины. И сделали они это из уважения к отцу, ибо о слишком постыдном деле шла речь.
Более того, молчание Якова говорит о том, что сыновья действовали по его совету и согласию. Таким образом, отец знал и понимал их хитрость. И если это так, почему Яков впоследствии гневался на своих сыновей, Шимона и Леви, и проклял их гнев? Ведь не могло быть и мысли, что Яков мог смириться с браком своей дочери с язычником и злодеем – Шхемом. Да и остальные братья соглашались с хитроумным планом, а Шимон и Леви осуществили его. Но Яков проклял гнев только этих двух, последних.
Дело в том, что хитрость заключалась лишь в требовании от города мужского пола совершить обрезание. Расчёт был на то, что они откажутся это сделать. А если и послушаются своего правителя и обрежутся, то можно будет, застав их на третий день беспомощными, без помех войти в город и забрать Дину из плена, из княжеского дома.
В это и заключался оригинальный план всех остальных братьев и совет Якова. Однако, Шимон и Леви пошли дальше и, решив отомстить всему городу, убили всех мужчин Шхема. И это вызвало гнев Якова, ибо если уж мстить, то лишь Шхему, совершившему непотребство.
И тогда возникает вопрос. Как праведные братья Шимон и Леви могли пролить кровь невиновных и умертвить всех мужчин города, непричастных к поступку Шхема? Ответ в том, что сыновья Ноаха обязаны основывать суды во всех городах и судить преступников, нарушающие запреты, им заповеданные. Наказание за их нарушение - смерть от меча. Более того, свидетель преступления, если не доводит его до суда, становится соучастником и сам достойным казни.
Жители города видели и знали о том, что совершил Шхем, но не возмутились, не протестовали и не судили своего принца-злодея, и потому приняли вину на себя и были достойны смерти от меча, и поступок братьев Дины был оправдан.
Но если так, почему своих сыновей не оправдал Яков и сам не участвовал в этом и не возглавил дело сам? Если опасался реакции жителей близлежащих городов, почему гневался на сыновей и впоследствии проклял их гнев?
Дело в том, что сыновьям Ноаха заповедано не просто основать суды в каждом городе, им запрещён весь комплекс уголовных преступлений – диним, - включающих не только простое воровство и похищение людей, но и мошенничество, обман, обвешивание, манипуляции с зарплатой, законы сторожей, и изнасилование, и совращение, и весь набор нанесений ущербов и увечий, законы ссужения денег, законы ведения торговли и бизнесов и т.д. - в точности всё, что обязаны соблюдать и сыновья Израиля.
Единственное отличие - за нарушение этих законов сыновья Ноаха судом присуждаются к смерти. То есть, если украл или смошенничал, изнасиловал или совратил дочь ближнего, поджёг урожай на корню, нанёс увечье, всё это – в компетенции тех судов, которые сыновья Ноаха обязаны поставить в каждом городе. Но… если этого не сделали, если выбрали путь беззакония и проигнорировали заповедь основания судов, - некому судить и некого казнить. Ведь организация правосудия – повелевающая заповедь сыновей Ноаха. Она работает только, если её исполнят. Если нет суда – нет правосудия.
Кроме того, в отличие от евреев, которые, приняв на себя законы Торы, уже не могут избежать ответственности за их нарушение, у сыновей Ноаха – всё иначе. Даже если последние знают и принимают правоту упомянутых законов, не создав системы правосудия, они могут отказаться нести ответственность за нарушение заповедей сыновей Ноаха. Другими словами, нееврей может просто заявить тем, кто пытается его обвинить – «я не хочу иметь с тобой дело», и спокойно жить дальше.
Жители Шхема, а с ними и все семь народов, населявших Эрец Исраэль, были виновны, дальше некуда. Они служили отвратительным божкам, они проливали кровь и были распущены донельзя. Что уж говорить о более простых и «жизненных» преступлениях. И, при всём притом, никто никого к ответственности не привлекал и не судил. Судить их не было полномочий и ни у Якова и ни у его сыновей.
Но Шимон и Леви считали, что в данной ситуации всё должно быть иначе. Жители Шхема - конченые злодеи, для них кровь была, как вода. По мнению сыновей Якова, ограничиться казнью правителей - Хамора и его сына Шхема - было недостаточно. Все жители города беспрекословно поддерживали своих правителей и были преданы им всецело. Мало того, что все они разделяли ответственность за то, что произошло с их сестрой, оставлять их в живых было опасно. И даже их обрезание не значило для них ничего, - только чтобы польстить властям.
Так смотрели на дело Шимон и Леви. Но Яков видел всё по-другому. Он считал, что его сыновья совершили позорный поступок, выставив евреев в невыгодном свете в глазах окружающих народов. Он считал, что убийство жителей Шхема, при всей вине последних, поступком недостойным. Одно то, что жители Шхема доверились сыновьям Израиля, пусть даже если это была уловка с обоих сторон, тем не менее, считал Яков, давало шанс жителям города оставить злодейство и, быть может, изменить свои поступки к лучшему.
На основе комментария РаМбаНа, рабейну Моше бен Нахмана на главу «Ваишлах», Берешит, 34, 14.
Теги: Немножко Торы