Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя и раскаяние, и мольба действенны всегда, в десятидневный период от Рош а-Шана до Йом-Кипура они имеют особую силу и принимаются сразу, как сказано: “Ищите Г-спода, когда можно его обрести, призывайте Его, когда Он близко” (Йешаягу 55, 6)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 6

Плата за труд или награда за результат?

Отложить Отложено

На самом деле это не простой вопрос. Более того, он определяет некоторые важнейшие критерии, с которыми мы подходим к деятельности человека в этом мире. А, в самом деле, что означает, например, фраза[1]: «Мы – евреи - трудимся, и получаем награду, а они - другие народы - трудятся, но платы не получают»?

Даже на самый поверхностный взгляд, это высказывание кажется, во-первых, не корректным, а, во-вторых, попросту абсурдным. Во всяком случае, что касается результатов и плодов деятельности человека в этом мире, тут явный перекос – люди вполне обеспечивают себя всем необходимым и, более того, очень даже награждаются удобствами и удовольствиями, как результат собственной деятельности.

Всё верно. Но мы имеем в виду нечто совсем другое. Да, человек работает, и получает за это плату, будь то наличными деньгами, - то бишь универсальным эквивалентом  материальных благ, - или конкретными льготами и привилегиями. Но, вот что интересно, эта плата, или награда, даётся человеку не за его труд или усилия, но лишь за результат.

Например, никто не спрашивает сапожника, сколько труда он вложил в пошив пары обуви. Спал ли ночами, смастерил ли её за день или неделю. Даже, если с него сошло семь потов, он получает столько же денег, как если бы сшил бы такую же пару с лёгкостью и исподволь.

Для заказчика важен результат. Он смотрит на изящную пару туфель и выгладывает деньги не за затраченную вами энергию, не за интенсивность ваших движений, но, попросту, за качество и красоту. Если ему ваша обувь не по вкусу, если она груба и ненадёжна, сколько бы вы не расписывали о редких материалах, доставленных вами из заморских стран, какие бы рекомендации и дипломы не совали покупателю под нос, если товар непригляден, все ваши ужимки и уговоры, мягко говоря, ему «до лампочки». И так, в сущности, во всём. В обычном мире человека оценивают и платят ему не за труд, но за результат.

Есть в этом мире лишь одно исключение. И оно касается евреев, занятых Торой и заповедями. Творец награждает их за весь комплекс усилий, за  каждую частичку приложенной энергии, за интенсивность труда и за накал в старании. За уровень терпения и метку по шкале пережитой боли, за длину пути и за глубину воодушевления – всё-всё это выставляется в «платёжную ведомость», всё учитывается и «подшивается», на всё есть в Небесах «расценки» и «удельная стоимость».

Недаром сказано в «Авот де Раби Натан»: «Лучше один раз - в страдании, чем сто раз – без них». И это простой смысл сказанного: «Мы трудимся – и получаем награду». И это же подразумевает пасук[2]: «У Тебя, Всев-ний, милость, ибо Ты награждаешь человека за его деяния». Милость Творца в том и состоит, что награда исчисляется не только результатом, но и трудом, стараниями человека.

 

על פי ספר ''כל משלי ה''חפץ חיים'''' רבי ישראל יוסף ברונשטיין

 

 


 

[1] Из молитвы по поводу окончания трактата Талмуда.

 

[2] Теилим, 62,13

Теги: Еврейство