Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Разрешённая красотка»

Отложить Отложено

Как-то в Лондоне собиралась компания еврейских студентов, чтобы послушать лекции по Торе из уст не кого-нибудь, а самого раби Йехезкеля Абрамского, благословенна память праведника. Студенты эти в большей части были нерелигиозными, но именно эти встречи с раби они очень любили, поскольку каждая лекция была особенным, навсегда запоминающимся событием. Молодые люди каждый раз восхищались огромным интеллектом, остроумием и глубиной знаний этого выдающегося человека.

Однажды, при изучении трактата Кидушин, дело коснулось темы «эшэт яфат тоар», где речь идёт о еврейском солдате, увидевшем в разгар войны прекрасную видом женщину и возжелавшем её. Тора, как бы прислушавшись к его страсти, разрешает солдату пленить эту женщину, привести к себе домой, состричь ей волосы и ногти, оставить её так на месяц соблюсти траур по своей семье, в надежде, что за это время, будучи «не в форме», женщина станет неприглядной, опротивеет солдату, и он, остынет, вспомнит о запрете жениться на нееврейке и отправит её восвояси. Однако, если после всех указанных процедур, чувства не утихнут, Тора предписывает сделать ей гиюр и жениться.

Притом Гемара отмечает, что Тора никогда бы не разрешила брак с нееврейкой, если бы не разгорячённые, обострённые чувства в боевой обстановке, когда человеку неимоверно сложно справиться со своим дурным началом. По словам Гемары: «Не сказала бы этого Тора, если б не дурное начало».[1]

Услышав это, студенты переполошились и стали выкрикивать с мест. «Ага! – воскликнул один из них, - Если Тора так считается с ецер а-раа, и готова пойти навстречу чувствам солдата, делая ему такие уступки, почему бы и мне не жениться на нееврейской подружке, коли дурное начало меня к этому побуждает?» А другой добавил: «А мне ецер а-раа не даёт соблюдать законы семейной чистоты, это как?» Чем дальше, тем таких возгласов становилось всё больше.

Но рав Абрамски не смутился. Он словно этого ожидал. «Вы уж простите меня, - воскликнул он, сохраняя хладнокровие, - мне казалось, что я даю лекцию студентам, интеллектуалам!». Шум стал утихать… Студенты в смущении замолчали, а рав продолжил: «Подобные вопросы, я готов был услышать от людей простых и поверхностных, но вы, вы ведь люди образованные и думающие. Как вы не заметили в том, что говорит Тора идею, обратную тому выводу, который вы сделали, услышав пояснение Гемары!» Именно здесь, из этого отрывка Торы, мы отчётливо видим ясный и недвусмысленны приказ Торы, ни в коем случае не покоряться дурному началу.

«Это как?» - удивились студенты, - да ведь здесь ясно сказано, что….»

 «Я поясню свои слова. - ответил Раби. – Творец вручил нам Тору, содержащую целый список заповедей, требующих от нас сдержанности и умеренности, причём во всех сторонах жизни. Еда – различать, что кашерно, а что трефное. Одежда – скромную и только не из тканей, содержащих шеатнез (смесь шерсти и льна). Семейная жизнь – законы чистоты. Деятельность – запрещённые работы в Шабат. Бизнес – запрет одалживать под проценты. Человек, оценивший эти заповеди и ограничения, положенные ими, вполне может принять и согласиться со всем.

Но бывают обстоятельства, когда человек оказывается в экстремальных условиях, вводящих его в стресс. Иногда он подвергается испытанию, которому, кажется, не в силах противостоять. О таких ситуациях Тора не вела речь, и такого не имела в виду. Для этого у неё припасен особый случай, вот этот самый, называемый «эшэт яфат тоар», который Тора бросает нам в лицо: «Глядите, смотрите хорошенько! Перед вами один из самых серьёзных и абсолютных запретов Торы – запрет вступать в брак с нееврейкой, - и всё же, Тора говорит нам: «Знайте, что только в этой особой и исключительной ситуации ваше злое начало усилится настолько, что вам будет почти невозможно противостоять ему, и поэтому только в таких уникальных обстоятельствах даётся вам разрешение обратить эту женщину, даже против её воли, в еврейство и жениться на ней».

«Творец Мира, создавший человека, в точности знает его душевные силы, и поэтому Он ясно заявляет нам – только в одном этом и единственном случае человек действительно может не справиться с дурным началом, и потому изначально даёт определённое послабление для этого исключительного обстоятельства.

Но как раз из этого «послабления» мы твёрдо должны усвоить, что любая другая заповедь, любое «ограничение», записанное в Торе полностью соответствует  нашей душевной стойкости. И из этого мы учим, что способны и обязаны устоять при любых обстоятельствах. Ведь если бы это было не так, Творец вселенной этого бы от нас не потребовал».

 

מספר "טעם התורה. על חמישה חומשי תורה" של רבי שלמה ביטון. פרשת כי תצא.

 


[1] Кидушин, 21

Теги: , Переводы, Еврейство