Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Камнем преткновения для многих служит выражение Торы, описывающее создание Человека[1]: "И сотворил Всесильный Адама по образу Своему, по образу Всесильного сотворил его".
Понятие "целем" - "образ" требует разъяснения. Впрочем есть ещё один похожий отрывок[2]: "Сделаем Адама по образу нашему, по подобию нашему...".
(Про множественное число в этом предложении - отдельный разговор, на этот счёт есть целый ряд объяснений: тут и мера скромности Творца, словно советующегося с ангелами, с которыми человек в родстве, чтоб не завидовали, тут и объяснение сущности человека, соединяющего в себе материальное с духовным и ещё, и ещё... Но когда дошло до дела - "И сотворил Всесильный Адама..." - Он, Единственный, творил.)
Но вот что нас интересует, так это сами термины: "по образу" и "по подобию". Сказать, что облик человека - олицетворяет, не дай Б-г, образ Творца, - значит погрешить против истины, ведь пророк Ишайя на этот счёт выразился без обиняков[3]: "Какое подобие соорудите Ему!" Нет, тут на прямики не пойдёшь.
А суть вот в чём: есть в человеке нечто, некая суть, что свойственна Творцу. Такой подход, например к слову "подобие" можно проиллюстрировать отрывком из Псалмов, где бедняк жалуется[4]: "Уподобился я пустынной сове..." - речь не о том, что человек покрылся перьями и отрастил крылья, нет - просто ощущает себя одиноким и блуждающим в темноте, как пустынная сова.
Так и слово "целем" - "образ" - отражает тождество некоторому качествуТворца, которое мы попробуем определить.
Ответ кроется тут же, в самом отрывке: "По образу Всесильного...". У Творца несколько Имён, но Тора выбрала здесь именно это - Элоким - Всесильный, и не случайно. О чём говорит это Имя? Оно указывает, на то, что Он - владетель и источник всех существующих сил: природных, надприродных, каких хотите.
Человек, скажем, способен построить дом. Он сооружает его из дерева или камня, но материал для строительства человек берёт из того, что уже существует, что уже сотворено. Положив кирпич в стену, человек удаляется, - и не он удерживает стену от падения, не он скрепляет раствором кирпичи, не он даёт устойчивость постройке. То есть, человек лишь пользуется материалами и силами, существующими в мире, которые не он создал.
Всевышний же, сотворивший всё из ничего, с самого начала мира продолжает поддерживать и творить без перерыва все существующие силы и материальные объекты, ибо без этого всё исчезнет в мгновение ока, как будто никогда и не было. В этом и заключена суть Имени Элоким - Всесильный - владетель всех без исключения сил. Любая частная сила в любом из существующих миров - всё это Он, дающий им импульс и значение непрерывно. Они всегда подчинены Ему, Он один волен их направлять, менять и упорядочивать, как того пожелает.
Вот этому качеству Творца есть подобие у человека. Всевышний придал человеку власть, пусть и ограниченную, над силами и мирами. Как же человек может осуществить эту власть? Да всем, что в нём есть: и физическим действием, и словом, и образом мыслей - всё влияет на мир, всё придаёт направление силам, действующим вокруг, предметам, окружающим его.
Доброе направление мыслей, доброе слово, праведное действие меняют мир к добру, и не только этот, видимый нам мир, но и вышние миры, духовные вселенные, придавая им дополнительную святость и духовный свет.
Но и наоборот, дурные поступки, несправедливые слова, грязные мысли разрушают, не дай Б-г, равновесие миров, затмевают свет и губят души людей.
По книге "Нефеш а-Хаим" раби Хаима из Воложина.
[1] Берешит,9,6
[2] Берешит,1.,26
[3] Ишайя,40,18
[4] Теилим, 102,7
Теги: , Еврейство