Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
У любого человека есть стремление «давать». Притом, что «главная» сила — «брать» не может полностью уничтожить эту маленькую искорку в человеке, ведь иначе мир бы попросту бы разрушился. Не женились бы, детей не заводили бы и не растили. Потому и постановил Творец вселенной, что останется чёрточка эта навсегда в человеке. Впрочем, влияние её ограничено, и проявляется она весьма избирательно. Её энергия обращена на «своих», самых близких — семью, родственников, друзей, а остальное человечество остаётся массой чужих и далёких, и с ними человек не церемонится, конкурирует, борется — словом, стяжает вовсю.
Однако есть одна странная особенность у свойства «давать». Тот, кого человек облагодетельствует, того и полюбит. Более того, тот, кого человек одарил, становится его неотрывной частью, как будто прилепится к нему. И оказывается, что чужим и далёким является только тот, кому вы ещё ничего не дали, кого пока не оделили вашей добротой и вниманием. Если человек начнёт заботится обо всех, кто рядом, все станут близкими, все любимыми, а «чужие» куда-то исчезнут, поскольку в каждом окажется ваша частичка, немножко от вашего «я».
Для человека, добравшегося до этой ступени, станет простой и ясной заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» — то есть, в буквальном значении «как себя», без всяких оговорок и отличий, поскольку в душе своей ощутит, что «я» и «он», по сути — одно.
А что же происходит между мужем и женой? Любовь? В сущности, это чувство — самое удивительное среди душевных горений. Казалось бы, всё до предела ясно. В самом чувстве ничего особенного нет, оно относится к основным качествам человеческого существа, вложенным Творцом, дабы обеспечить продолжение человеческого рода, также как голод — для поддержания жизни тела. Но это странно, поскольку для того достаточно простого вожделения, а в придачу — родительский инстинкт для заботы о детях. А любовь, любовь то зачем?
Говорят, что любовь — порождение благодарности, испытываемой супругами друг к другу за помощь в осуществлении «естественных» стремлений. Но это — ошибка, ведь человеку свойственна не только благодарность, гораздо чаще — всё наоборот, человек быстро забывает сделанное ему добро. А любви, тем не менее, хватает.
Поэтому, позволим себе сказать, что любовь возникает вследствие восполнения мужем и женой друг друга. По отдельности они — неосуществлённые фрагменты и только вместе, дополняя и восполняя один другого, становятся человеком. И вот тогда то, подарив жене\мужу цельность, вы испытываете любовь. Вы даёте, и вы любите, а любовь порождает желание дать ещё больше.
Но почему, как это часто бывает, любовь кратковременна? Да в том то и дело, что большинство людей предпочитают брать, а не давать. Начальный порыв подогревался простым вожделением, а усиленный стремлением иметь потомство, он создал иллюзию любви. Но стоит улететь наваждению, как всё возвращается на круг. Природа человеческая берёт своё и требует брать и брать. Эта подмена происходит так незаметно, что человек просто не улавливает, когда всё перевернулось с ног на голову. Куда девается желание давать? Мы требуем, чтобы давали нам, мы ждём, чтобы удостоили нас, мы хотим, чтобы исполнили обещанное нам. И где уж тут любовь? Можно ли вообще, в таком случае, говорить о любви?
Да, конечно. Просто нужно быть настороже. Нужно выпестовать в себе эдакого «пса», который нюхом почует первые признаки вора по имени «давай-давай» и вцепится ему в горло, задушив в «зародыше». Каждый должен стать себе контролёром и стражем, чтобы не упустить момент и не потерять всё. Это возможно и это необходимо. А потом, если не соскочить с рельс, всё помчится чудесным порывом и загудит непрерывной и долгой любовью.
Впрочем, есть, кто решает проблему просто. «Не женись — и не заплачешь». Но эти «братцы» — законченные эгоисты. Они по определению не в состоянии избавиться от стремления брать и стяжать, как говорится: «бери от жизни всё, пока от неё ничего не останется». И даже тот «природный» минимум, требующий продолжить род, притуплен в них, не давая стать «дающими», хотя бы на час. Подобны им те, кто готов завести лишь «полтора» ребёнка и собаку. Не желают они вкладываться даже в собственных детей, чёртик стяжательства мешает.
И только подлинная связь между мужем и женой, питающаяся взаимным «дарением», перерастёт в настоящую любовь, крепнущую и сияющую до самых последних мгновений их жизни.
По книге раби Элияу Деслера «Михтав ми-Элияу» (Том 1,стр.37-39)
Теги: , Еврейство