Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Мы любим бросаться словами. Мы имеем честь их не выбирать. Мы пережёвываем их и смакуем. Наша крутость - иногда - производная жаргона. Мы укладываем слова в штабеля и схемы, мы уплотняем и сокращаем речь, мы упраздняем понятия и намертво пакуем их, чтобы окаменели и падали на оппонента, как бетонные блоки. И даже если закралась ошибка, даже если слова не ясны до конца, мы сверяем нашу жизнь с кривыми стенами избитых фраз, чтобы жить без горя.
Мы чётко разделяем понятия на "наши" и "не наши", мы верим друг другу, а главное - стереотипу, и решаем, что вот эти слова - "хорошие и правильные", а эти - "дурные и вредные". И в таком подходе есть логика, в таком взгляде - здравомыслие, если бы только всё это происходило сознательно и обдуманно. Но частенько - всё наоборот. Наша жизнь составляется как раз из домыслов и заблуждений.
Я бы хотел затронуть понятие "дискриминация". И сперва - вот общепризнанное его определение: "дискриминация [< лат. discriminate различение] - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям" и т. д.
Мы очень чувствительны к слову "дискриминация". Мы буквально взрываемся от негодования, когда видим это "недемократическое" проявление. Мы боремся за права. Мы возмущаемся и протестуем.... Современное общество настолько помешалось на этом "явлении", что готово вместить себя любую грязь, любую глупость, что бы только избежать подозрения в "соучастии" . Мы порой так увлечены борьбой с дискриминацией, что, решая проблемы "меньшинств", готовы принести в жертву элементарные права "большинства". Но я не об этом.
В детстве, уже осознав, что вся наша семья относится к "постыдному" племени "евреев", я был шокирован одним обстоятельством. Мы ничем внешне не отличались от других, и мои родители, и их родители родились или выросли уже при советской власти, и никаких еврейских "штучек" не знали и не соблюдали. Старшее поколение ещё немного говорило или понимало идиш, бабушка раз в год откуда-то доставала "еврейский хлеб" - мацу, значение которой не знал никто, ещё в шкафу у дедушки хранились старые пластинки с чудными мелодичными песенками на том же идише, ещё, помимо "что стоишь, качаясь...", на семейных застольях нестройно запевали "ломир алэ унэйнэ, унэйнэ...", но это было всё.
И только когда умер дедушка, я, впервые непосредственно участвуя в похоронах, с удивлением обнаружил, что есть ещё одно обстоятельство, резко напоминавшее, что мы другие. Оказалось, что евреи хоронят своих только на еврейском участке кладбища. Кладбище хоть и называлось насмешливо "Дружба", но от нееврейских могил, участок, где хоронили евреев отделялся широкой колеёй. Впрочем, такое положение наверняка устраивало и нееврейскую сторону.
И это в моих глазах выглядело, по меньшей мере, странно. Я видел какую-то "неловкую", я бы сказал, последнюю (куда уж последней) привязанность к чему-то, что уже улетело, перестало существовать, упорхнуло в прошлое, но всё ещё тенью незримо присутствует здесь. С одной стороны, в этом ощущалось горделивое усилие сохранить то, что уже давно потерялось, и даже память об этом стёрлась, а с другой - выглядело, как добровольная "дискриминация" самих себя, дань совести ушедшим поколениям, о которых я ничего не знал.
Это обстоятельство стало одной из побудительных причин, заставивших меня искать ответ на вопрос: что такое еврей и в чём сущность еврейства. Так, собственно, и начался мой путь к тшуве. Много позже, мне вдруг открылось, что в сущности большая часть нашей Традиции является такой "дискриминацией". Тора, ограничивая нас почти во всех областях повседневной жизни, по сути "дискриминирует" нас по сравнению с другими народами, населяющими землю.
Тора ставит еженедельный барьер нашей трудовой деятельности, имя которому - Шабат, а ведь другие народы вольны работать без выходных. Еврею, как известно, приходится быть весьма осмотрительным при выборе пищи, поскольку законы Кашрута въедливо и подробно разъясняют нам, что можно кушать, а к чему даже притрагиваться не смей, тогда как неевреям позволено есть всё, что душа пожелает. А если говорить о законах брака и отношениях между полами, то тут "дискриминация" и вовсе "разгулялась", препоны на каждом шагу, а ведь у других народов - гуляй - не хочу.
Выходит, что Творец во всю "дискриминирует" нас, а мы и ухом не ведём, дискриминируемся с удовольствием и радостью, хлебаем, да ещё просим. Впрочем, были среди нас и такие, что опрометью бежали от этой возвышенной дискриминации к другим народам, пытаясь стать "свободными и счастливыми", да к своему изумлению натыкались там на кое-что похуже. А если нет, то нам их жаль, но: "баба с возу - коню легче". И всё ж я не об этом.
Получается, что источник нашей силы и успеха в такой дискриминации. Мы, как это парадоксально не звучит, обладаем ни с чем не сравнимой свободой духа, во многом благодаря как раз этой благословенной "дискриминации". Впрочем, у нас это называется избранностью и святостью. А иначе, были бы мы народом Всевышнего? Ну-ка, ответьте!
Теги: , Оголтелый оптимизм