Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Есть ли ценность в добрых делах, чисто внешних, совершённых по привычке, пусть и привитых воспитанием, но не побуждаемых глубокой внутренней потребностью служить Творцу?
На этот вопрос мы находим два ответа, которые кажутся противоречащими один другому.
С одной стороны, дела эти важны по нескольким причинам:
Во-первых, благодаря своей природе, они являются заслоном злу. Они - иммунитет против неверного выбора. Пусть даже совершённый по инерции, добрый поступок препятствует сползанию вниз. Более того, говорит Мишна (Авот,2,2): "Прекрасно, когда изучение Торы сочетается с земными делами, поскольку совместное их действие ослабляет грех". То есть, пусть даже добрый поступок совершён из чисто мирских побуждений, есть в нём сила, чтобы защитить человека от дурного начала.
Кроме того, есть тут маленький секрет. Любое действие, направленное на выполнение заповеди - особенно это касается изучения Торы - само по себе способно наполнить внутренним содержанием даже самый, что ни есть "поверхностный" подход.
Хорошо известно выражение Мудрецов Вавилонского Талмуда[1]: "Всегда стоит человеку быть занятым изучением Торы и заповедями, пусть даже с посторонним посылом, поскольку рано или поздно это приведёт его к пониманию их самоценности". А в Иерусалимском Талмуде[2] эта мысль звучит несколько иначе: "Учи Тору, пусть даже не сознаёшь её важности, и уже то, что ты занят ею, вернёт тебя к исполнению Торы ради неё самой". Другими словами, само прикосновение к Торе способно наполнить человека духовным светом, пробудить к добру и открыть её потаённый смысл.
Таким образом, трудно переоценить значение "поверхностных" деяний. И всё же, есть голоса, которые явно не одобряют подобный подход.
Так пророк Ишаяу[3] провозглашает: "Из-за того, что народ этот, приходя ко Мне, ртом и губами своими почитает Меня, а сердце своё от Меня отдалил, и страх их предо Мной уроком заученным стал. - Удивлю ж Я их ещё больше, народ этот недоумением поражу, - лишу мудрости его мудрецов и разумение от прилежных сокрою..." Как раз механическое исполнение заповедей объявляет пророк причиной сокрытия от Израиля понимания внутреннего содержания мицвот. И это явно противоречит тому, что было сказано выше.
А ещё известно сказанное нашим праотцем Авраамом, остановившимся с семьёй в стране фалештим: "... только нет в этом месте страха перед Всевышним, и убьют меня за жену мою!"[4] Фалештим вели себя, на первый взгляд, как вполне приличные люди, они отличались вежливостью и терпимостью, они старательно соблюдали культурный кодекс "цивилизованной" нации, но наш праотец свидетельствует, что всё это не смогло переменить их внутреннюю сущность, и они готовы были ради своей прихоти или выгоды на самое обыкновенное убийство. И опять - всё тот же вопрос: почему их поступки не повлияли на их внутренний мир?
Разъяснение этой проблемы включает в себя три составляющие.
Первая из них - мэлоха - физическое действие. Чем больше оно требует внимания и приложения сил, тем эффективней способно отдалить от человека низменные мысли или, по выражению Мудрецов, "ослабить грех". Но, с другой стороны, цель большинства физических усилий ограничено материальной сферой жизни, а потому очень слабо воздействует на духовную суть человека.
Вторая составляющая - в понятии "Тора и дэрех эрец" - "Тора и линия поведения" . Этому термину дают много толкований. Но наиболее точно он разъяснён раби Хаимом из Воложина: "Когда Тора хорошо сочетается с поступками? - Когда и сами поступки являются Торой". То есть, даже когда человек занимается "будничными" делами, он должен подходить к ним с позиции Закона Торы и осмысливать их как заповедь, данную Творцом.
И, наконец, ,третья составляющая заключена в понятии "маасэ шэ лё ли-шма" - поверхностное действие, совершённое без понимания сути, без осознания значения. Такие действия определяются двумя критериями. Один из них - когда поступок совершается не просто "без осознания", но даже со знаком "минус", то есть намерение, настрой человека противоречит сути поступка. Другой критерий, "лё ли-шма" - наоборот - помогает, способствует проникновению в суть.
Это относительно первого критерия "со знаком минус" сказал пророк Ишаяу: "...лишу мудрости мудрецов...", что же касается второго критерия, то это его имел в виду Иерусалимский Талмуд, отметивший, что: "уже то, что ты занят ею вернёт тебя к исполнению Торы ради неё самой".
В чём же состоит разница между двумя упомянутыми критериями? - Лишь в одной детали: есть ли в человеке Небесный страх или нет. Наш праотец Авраам выделил эту деталь явным образом: "...только нет в этом месте страха перед Всевышним, и убьют меня..."
Если заложен в человеке фундамент духовного трепета перед Создателем, то даже внешние, поверхностные поступки окажут на него благотворное влияние, станут щитом против зла, пробудят и усилят духовный потенциал. Но если этого фундамента в человеке нет, то деяния, хоть и приемлемые снаружи, лишь отдалят человека от его собственной настоящей сути.
מכתב מאליהו, חלק ב', התחזקות של אלול,עמ.57-58.
[1] Псахим,50,2; Назир,23,2; Кала,8,1.
[2] Хагига, первый раздел, приведено в "Решит Хохма", раздел 7.
[3] Ишаяу,29,13-14.
[4] Берешит,20,11.
Теги не заданы