Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Все силы, заключённые в душе человека делятся на две группы. Условно их можно назвать "разум" и "желание". Разум оценивает, расследует каждую вещь. Любое действие, которое человеку предстоит совершить, разум определяет хорошо ли оно или нет, справедливо или ложно, и не даст перепутать доброе с дурным.
Однако желание поступает иначе, оно слепо, и часто пренебрегает насущным и полезным ради сиюминутного, и не прельстится действительной пользой и не остановится перед духовным ущербом.
Если бы разум и желание жили каждый своей отдельной жизнью, и не перекрывали в душе человека границы друг друга, жизнь человеческая превратилась бы в непрекращающееся поле битвы, где победителя нет. Ведь разум всегда бы стремился к истине, выбирая добро, а желание влекло бы лишь к удовольствиям, что нашёптывает плоть, к разным "вкусностям" и "сладостям".
Впрочем, в случае такой войны, стоило только дать разуму силу, некий духовный меч, молнию, "пугающую" желание, заставляющую его скукожиться и "поджать хвост", посеять страх в сердце, чтобы не повадно было желать чего не надо, и проблема была бы решена. В сущности, у разума есть такой "меч", но о нём - в другой раз.
Проблема же в том, что "разум" и "желание" - не два независимых "государства", они существуют в одних и тех же пределах и делят власть друг с другом. И, что греха таить, дело доходит до того, что порой желание, разбухнув в эдакого мускулистого "кролика", не только берёт правление в свои лапы, но и заставляет побеждённый разум безвольно работать на себя.
Недаром говорится, что одна из вещей, из-за которых "бунтует земля" - "раб, всходящий на престол"[1]. Впрочем власть желания над разумом обретается не столько "силой", сколько заблуждением и соблазном. В этом случае разум подчиняется с радостью и работает в полную силу, расчищая желанию дорогу, подводя юридическую и моральную основу для продвижения к цели, не задаваясь вопросом праведная она или нет, включая цели, которых желанию без помощи разума ни за что бы не достигнуть. И об этом сказано[2]: "мудрые они для зла...".
И даже засомневается разум и устрашится, оглядывая путь, на который вступил, всё равно желание превозмогает и не позволяет остановиться. Оно подбрасывает разуму ложные ориентиры, наполняет сердце несправедливыми претензиями и надуманными оправданиями. И разум, опьянённый и пленённый, послушно рождает предвзятые суждения, и уводит всё дальше и дальше человека от ясного источника правды.
И тогда не помогут человеку ни увещевания ни угрозы. Бесполезно говорить ему, что те или иные желания его непотребны, невозможно запугать его и нельзя подкупить. Единственный способ - это разбудить и высветлить разум, вернуть его к ясному взгляду и способности судить о вещах здраво и справедливо.
Но как, как это сделать? Тора предлагает следующие средства. Она указывает на неприемлемость греха двумя путями. Во-первых, Тора доходчиво и логично объясняет смысл дурных поступков. Она рисует неприглядность и постыдность дурных качеств. И попутно, по контрасту, восхваляет качества добрые, прослеживая линию чести в весьма щекотливых ситуациях, показывая на примере, как можно устоять в случаях спорных, опираясь на здравый смысл и ясный рассудок.
А другой путь - внедрить страх перед Творцом, ужас перед содеянным в сердце человека. Тора напоминает о горьких и тяжких наказаниях, как следствие греха, при жизни и после смерти. И это, наперекор своеволию человека, ослабляет силу соблазна, укрощает пламя, смиряет дух, высвобождает разум и... возвращает его на царство.
ע"פ רבי יהושע אהרן העליר זצ"ל "דיברי יהושע",פרק ה'
[1] Мишлей,30,21
[2] Ирмияу,4,22
Теги: , Еврейство