Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
«Раби Элазар говорит: «Будь усердным в изучении Торы, и знай, что ответить эпикорейсу»».[1]
«Раби Элазар вовсе не предписывает «отвечать эпикойресу», поскольку вступать в споры с нечестивцами вообще не стоит. Он имеет в виду, что человек сам должен понимать из чего складывается его вера. Она должна быть обоснована настолько, чтобы все смерчи и ураганы, бушующие в мире, не смогли сдвинуть её с места. Поэтому вера должна иметь также и интеллектуальную базу, ибо лишь тогда она бесспорна.»[2]
Некоторые считают, что мы только и должны, что отвечать на претензии и «задачки», задаваемыми отступниками, а также разъяснять им (в правильном) свете те или иные научные теории. Но это не так: «нам совсем не обязательно обосновывать нашу веру философскими вывертами или «углублёнными» исследованиями. Будет достаточно, если мы для обоснования веры используем простую логику.
Чтобы понять и осознать, что Творец создал мир, вручил нам с Небес Тору и приведёт нам Освобождение, хватает обыкновенного здорового рассудка».[3]
Такая вера зиждется на неизменных и ясных основах, которые доступны каждому. Любой может понять невозможность того, чтобы изумительный и упорядоченный до удивления мир сотворил себя сам.
Каждый способен разобраться в том, что Тора дана Свыше, ибо не может быть, чтобы Творец, создав мир, не открыл бы нам как пользоваться Его Творением, и что нам делать в нём.
И в особенности, любой, мало-мальски думающий человек способен понять, что тот факт, что у горы Синай предстал целый народ, миллионы душ отрицать невозможно. Тора рассказывает об этом в деталях, и никто из древних писателей, к какому бы народу он не принадлежал, не пытался отрицать этот факт, утверждая, что подобного не было и быть не могло.
Мы же, сыновья Израиля, с полной уверенностью основываемся на переданной нам отцами традиции, говорящей об этом событии. Или, говоря словами Рамбана (глава Вээтханан): «Ибо не стали бы свидетельствовать ложно детям своим».
Хофец Хаим не стал бы врать своим сыновьям, и также – Виленский Гаон, и то же самое – раби Йосеф Каро, и Рамо, и Рамбам, и Рамбан, а также Рабина и рав Аши, Илель и Шамай, а также Эзра и Нехемья, Ишаяу и Ирмияу, Давид и Шломо, до самого Йошуа бин Нуна, да и сам Моше рабейну – удивительная когорта людей Истины».[4]
Чем больше человек входит в мир Торы и узнаёт обо всех этих великих в Израиле людях, тем больше упрочивается в нём уверенность в надёжности этой непрерывной драгоценной цепочки.
Основы веры отлично проясняются в книгах наших Учителей. В книге «Кузари», в «Драшот а-РаН», «Сефер а-икарим». В книге «Ховот а-левавот», а в особенности в книге «Дерех а-Шем» и «Даат Твунот», принадлежащих перу раби Хаима Луцатто.
Эти же основы содержатся и в книге «Михтав ми-Элияу» раби Элияу Деслера и во многих других книгах. Всё что требуется от читателя – лишь выбрать автора и книгу, чтобы говорили его сердцу.
Вере необходимо подтверждение интеллекта, но оно не обязано исходить из мира «научных истин». Впрочем, как раз в современном мире нет никаких причин стыдиться веры из-за расширения и углубления научных открытий. Эти, последние - неисчерпаемый источник свидетельств чудесности и не случайности бытия.
По книге рава Йеуды Гринвальда
"לדעת בארץ דרכך. פרקי הדרכה לבעלי תשובה"
[1] . Авот,2,16.
[2] עלי שור", חלק ב', עמ' רפח
[3] Там же.
[4] שם,עמ' רפט