Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
И всё же, почему Творец посчитал нужным скрыть принцип справедливого воздаяния? Почему посеял сомнение и неуверенность, которые раскачивают веру даже людей достойных. Зачем понадобилось, чтобы размытие принципа воздаяния подвергало рациональный ум человека испытанию, заставив его сомневаться в мудрости и справедливости Небесного суда? Разве открытое и ясное соблюдение этого принципа недостойно человеческого рода, зачем его прятать?
Ответ состоит в том, что такое положение вещей призвано соблюсти главное условие существования человека в этом мире – свободу выбора.
Что было бы, если бы награда и наказание за поступки человека осуществлялись бы напрямую, открыто и сразу? - Человеку бы не осталось бы ни малейшей возможности действовать сознательно.
Любой добрый поступок обесценивался бы предвкушением немедленной награды, а воздержание от зла диктовалось бы простым чувством самосохранения - какой же разумный человек сунет руку в огонь, зная о немедленной боли, к которой это приведёт.
Всё ограничивалось бы простыми рефлексами, наподобие «павловских собак», а человек так и не сумел бы понять всю возвышенность и ценность добра и, с другой стороны, прочувствовать всю отвратительность и низость зла.
А вот если боль не приходит сразу, а, наоборот, даже приятно; если награда где-то там, обещана в облаках, а пока лишь – стылая реальность, только зрелая душа, только праведный ум, выберут добро, и отстранят зло. Зато и награда - по праву, и наказание – впрок. Сознательный выбор добра – вот для чего Творец привёл нас в эту странную жизнь.
Мир устроен так, что мы сами должны решить задачу, и Учитель не открывает ответов до тех пор, пока длится экзамен, имя которому - жизнь.
Тора[1] говорит удивительные вещи: «Всевышний никому не потакает, и не берёт мзды». Другими словами, Творец «не берёт взяток», и не искажает суд над человеком. Как это понимать? Кто и чем способен «подкупить» Владыку мира? Как маленький человек может, так сказать, «уговорить» Творца вселенной? Мудрецы отвечают на этот вопрос очень просто: подразумевается, что человек может попытаться «подкупить» Всевышнего исполнением заповедей.
Человек готов подумать, что заповедь дана в противовес проступкам. Совершив мицву, он, мол, «стирает» преступление. Одна заповедь – одно преступление. Плюс – минус, плюс – минус. Ноль. Простая арифметика. Но это в корне неверный взгляд, и не соответствует реальности.[2]
Награда и наказание несопоставимы. Награда за мицвот неизмеримо выше наказания. Даже такая «простая» заповедь, как накладывание тфиллин удостаивает человека вечной духовной награды, которая хранится и ждёт его в будущем, и не сотрётся никаким грехом или проступком.
Конечно, есть градация в заповедях – одни из них важнее других, также как и преступления – одни серьёзнее других. Объясняют Мудрецы, что самая великая заповедь – кидуш а-Шем – освящение Имени Б-га. Её суть – в открытии для как можно большего числа людей истинности и красоты, заключённых в Торе Израиля. Соответственно, самое страшное преступление – хилуль а-Шем – осквернение Имени Творца, когда создают отрицательный, не дай Б-г, имидж жизни по Торе.
Есть в принципе воздаяния очень интересная особенность, показывающая, насколько точно и справедливо этот принцип осуществляется Небесным Судом.
Если в человеческой судебной практике страдания родных и близких преступника не принимаются в расчет, а приговор приводится в исполнение, даже если семье наказуемого и всем, кто был с ним связан, придётся претерпеть незаслуженные невзгоды, то Небесный Суд работает не так. Ни одному творению в этом мире не причиняется страдание, если оно не было ему положено по суду.
Таким образом, немало грешников до поры до времени ускользают от наказания как раз благодаря тому, что кто-то в их окружении не заслужил связанных с этим бед.
Ясно, что человеку осуществить принцип воздаяния с такой скрупулёзностью не дано. И всё же мы можем использовать эту особенность, творя добрые дела для возможного большего числа людей, тогда наверняка среди них найдётся кто-нибудь, для кого наша, не дай Б-г, беда могла бы оказаться незаслуженным страданием, и это, с Б-жьей помощью, защитит и нас.
Вера в принцип воздаяния приводит к тому, что ценность этого мира в наших глазах меркнет. И пусть даже вес каждого поступка здесь весьма значителен и влияет как на того, кто его совершает, так и на тех на кого он направлен, тем не менее, само пребывание наше в этом мире, не более чем эпизод. Недаром ведь сказали Мудрецы[3], что «этот мир подобен коридору, ведущему в Будущий мир», и нынешнее - не более чем необходимая подготовка к старту в мир Будущий – Дворец наших грёз.
По материалам лекций гаона раби Моше Штернбуха שליט"א.
[1] Дварим,10,17
[2] Томер двора, 1
[3] Авот, 4,16
Теги: Еврейство