Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Усилия напрасные и необходимые (8)

Отложить Отложено

ЙОСЕФ И ЕГО БРАТЬЯ

После мучительных двенадцати лет, проведённых в тюрьме, Йосефа внезапно зовут к Паро, чтобы растолковать сны. Йосеф прекрасно понимает, какая редкая возможность спастись от тюремной ямы есть у него. И что же, представ перед Паро, Йосеф начинает с оговорки: "בלעדי, אלוקים יענה את שלום פרעה" - «Я тут не причём, это Всевышний ответит миром Паро»[1] Зачем, спрашивается, Йосефу подвергает риску такой счастливый шанс спастись, вместо того, чтобы максимально использовать его?

 

Объяснение этому весьма просто. Йосеф выучил горький урок своей попытки двухлетней давности, когда просил помощи царского виночерпия. Теперь он осознаёт вполне, что не такого рода хлопоты спасут его, он играет с открытыми глазами и усиливает в своем сердце веру, что всё решается Наверху и нигде более. Не смотря на острое желание спастись, вопреки естественному порыву перейти сразу к делу, тут же взяв «быка за рога», Йосеф начинает с важнейшей оговорки: «Я тут не причём…»[2]

 

Иначе ведут себя братья Йосефа. Похоронив Якова, они боятся за свою жизнь. «Быть может, - говорят они, - Йосеф решил воздать нам за всё недоброе, что мы сотворили ему?»[3] И Мидраш объясняет причину их опасений. Сразу после смерти отца Йосеф внезапно прекратил, вошедшие было в обычай, совместные трапезы с братьями. Йосеф считал: «Пока отец был жив, он на этих трапезах всегда сажал меня выше, чем Йеуду, который рождён быть царём, и выше Реувена, первенца своего. Теперь, когда отца нет, я не в праве, продолжать это». Другими словами, Йосефа заботили честь и достоинство братьев. Они же не поняли и приняли эту отмену, как грозную весть, несущую опасность их жизням.

Как контрмеру, братья подослали к Йосефу сыновей Билhи, с которыми Йосеф был накоротке, чтобы передать: «Перед смертью отец приказал, чтобы ты простил преступление братьев твоих, воздавших тебе злом, так прости же теперь рабов Б-га твоего отца».  А ещё написано: «И пошли также братья его и пали перед ним, и сказали: пусть будем мы тебе рабами!»[4]

 

Чем помогли братьям их усилия? Прежде всего, их опасения изначально были ошибкой. Оценив правильно ситуацию, братья увидели бы, что никаких усилий вообще не нужно. Во-вторых, Йосеф знал, что переданная ему информация, будто Якову было известно, что братья продали его, была неправдой - Йосеф ни словом не обмолвился об этом с отцом. Однако братья считали, что в их положении такие хлопоты необходимы.

 

Как же отвечает Йосеф? «Вы думали обо мне дурное!» - Если собирался Йосеф этой фразой успокоить братьев, зачем упоминает именно теперь их не слишком лестное отношение к себе? На самом деле он хотел преподать им, также как и нам, одну из основ управления миром:

 

"התחת א-לוקים אני? אתם חשבתם עלי רעה, א-לוקים חשבה לטובה" - «Разве мог я быть вместо Всевышнего? Вы задумали для меня злое, а Он задумал это для добра!»[5] Сколько бы человек не старался навредить ближнему или погубить его посредством самых мудрёных планов -  если Всевышний не присудит -  ничего из этого не выйдет. Более того, не только что не сумеет навредить, но сами эти попытки принесут предполагаемой жертве лишь пользу.

В словах Йосефа нет мстительного упрёка, он лишь объясняет и успокаивает. Вы думаете, - говорит он, - я отплачу вам. Но ведь мы ясно видели, как ваша попытка причинить мне зло или даже убить, чтобы отменить мои сны, не принесла плодов. Напротив, как раз ваш поступок - именно он - и был тем заделом, что привёл к буквальному исполнению этих снов, поскольку Всевышний обратил всё это к добру.

 

А вот как Рамбан высказывает ту же мысль:

 

«Нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, пока не поверит, что всё происходящее с ним, все «случайности» - не что иное, как абсолютные чудеса. Нет в них ни «природы», ни «заведённого порядка», происходит ли это со многими людьми или отдельной личностью. Исполнит заповедь – заслуга даст ему успех, нарушит – будет сгублен наказанием. И всё это – по велению Свыше».[6]

 

Потому, всё плохое или хорошее, что достаётся человеку, измеряется одним лишь мерилом, взвешивается на одних лишь весах – весах исполнения заповедей. Никакая сила не может человеку ни повредить, ни потрафить иначе, чем отмеренная этой мерой. То, что присуждено человеку, придёт к  нему, так или иначе, ибо у Всевышнего много путей и много посланников.

 

Таким образом, тот, кто собирается навредить ближнему должен ясно понимать: не в его силах прибавить или убавить от горестей, отмеренных человеку с Небес. Есть у него лишь один выбор: стать ли посланником беды, получив за это соответствующую «мзду» или отказаться от любой попытки навредить, оставаясь в полной уверенности, что ближний и так получит то, что причитается. Если же возьмёт на себя роль «исполнителя», да «преуспеет» - только проиграет.

 

По книге раби Менахема Зеева Маора "השתדלות המאמין"

 


 

[1]Берешит,41,16

 

[2] Смотри подробней в книге «Михтав ми-Элияу», стр.30

 

[3]Берешит,50,15

 

[4]Там же, 16 и17, РаШИ

 

[5]Там же, 20

 

[6]Рамбан, 13,,16

Теги: , Еврейство, Усилия напрасные и необходимые