Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ
Врач – вот к кому обращаются больные, чтобы излечиться, а то и спасти свою жизнь. В Гемаре (Брахот,60,1) пасук (Шмот,21) "Лечи и излечится…" истолковывается в том ключе, что врачу дано Свыше право лечить и исцелять. Находим мы, что и Практический Закон вменяет в обязанность тому, кто нанёс ближнему физический урон, оплатить врачебные расходы потерпевшему. Если бы обращение к врачу было нежелательным или запрещенным, Тора бы не предписала бы возместить лечение. С другой сторогы, Тосафот (Бава Кама,85,1) отмечает: "Врачу дано право лечить и излечивать, даже если это выглядит идущим в разрез с постановлением Царя" Другими словами, если бы Тора не дала специального разрешения "лечить и излечивать", усилия по спасению жизни оказались бы неоправданными и противоречили бы постановлению Царя.
РаМбаН считает, что человек, "призывающий Всевышнего не станет полагаться на врачей, ибо что делать врачу в доме, где хранят волю Творца… "(Ваикра,26,11) Другими словами, по мнению РаМбаНа получается, что те, кто обращаются к врачам, свидетельствуют о себе, будто не верят по-настоящему в Творца, поскольку истинно верующий знает, что и болезни, и здоровье, смерть и жизнь – зависят лишь от Высшей Воли, а потому и врач ничего добавить не может, и, следовательно, нет никакой нужды в стараниях и хождениях к врачу, которые не более чем пустая трата времени, сил и денег, то есть, это дело не только бесполезно, но и ослабляет веру.
Подобно этому и РаШИ, комментируя Гемару в трактате Псахим(56,1), объясняет, что царь Хизкия, сокрыв Книгу Врачеваний, получил одобрение Мудрецов не зря, "поскольку сердца людей не склонялись перед Вс-вышним, если заболевали, поскольку благодаря Книге Врачеваний, сразу же вылечивались…" Таким образом по мнению РаШИ, Тосафот, РаМбаНа обращение к врачам наносит урон вере в Творца.
Согласно же позиции Ибн Эзры и Рабейну Бхайе, всё же есть оправдание усилиям по обращению к врачам, но это относится лишь к внешним повреждениям. "Излечение же любой хвори, гложущей тело человека изнутри, - в руках одного лишь Создателя" (Ибн Эзра, Шмот,21,19). Другими словами, старания вылечить внутренние болезни человека – всё же противоречат Постановлению Царя.
Однако РаМбаМ, в комментарии на Мишну в трактате Псахим(4,10), похоже, с ними спорит. Более углублённый взгляд покажет, что на самом деле этот спор не о сущности Веры, но лишь об уровне прилагаемых усилий.
Что же касается Практического Закона, все Мудрецы согласны с тем, что обращение к врачу необходимо, поскольку диктуется обязанностью предпринимать необходимые шаги для сокрытия Чуда, и это полностью согласуется с желанием Творца.
Но не дай Б-г человеку хоть на миг подумать, что врач действительно способен продлить жизнь. Даже если не знать о случаях, когда выяснялось постфактум, что врачебные процедуры не только не помогали, но причинили вред, если даже не знать о лекарствах, чьи побочные вредные эффекты перевешивают положительное воздействие, - даже тогда запрещено думать, что это предпринятые усилия принесли больному выздоровление.
Вот что устанавливает Шульхан Орух (Орэх Хаим,230,4): перед любой лечебной процедурой следует сказать: "Да будет воля Твоя, Всесильный мой, чтобы это действие стало мне исцелением, ибо Ты - Исцеляющий даром!"
А "Мишна Брура" объясняет: "Чтобы не подумал, будто есть что-либо исцеляющее, помимо Самого Создателя, благословенно Его Имя! Эта молитва поможет человеку возложить упование лишь на Него Одного".
По книге раби Менахема Зеева Маора "Иштадлут а-Маамин".