Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Несколько фоток про Хануку. Обилие ярких пятен… Праздник Ханука.
Он веселый, вкусный, светлый, сладкий — хотя все это и внешние его проявления. Даже беспристрастный Кенон не может сразу сфокусироваться — все плывет не только в моих глазах:
Хануку особенно ждут дети — кроме всех притягательных ее обычаев для маленьких, как-то поедание пончиков и сладостей, покупка волчков и других игр, раздача ханукагелт, все-таки главное — полное детское право самим зажигать настоящие свечи, — вставлять фитили, наливать масло, зажигать огонь!
Символ Хануки — менора, стоявшая в Храме, масло в которой чудестным образом горело восемь дней. Двери синагоги в Старом городе. Посмотрите, они необыкновенны — их менора сверкает и светится золотым огнем свечей:
В отличие от меноры, имевшей каноническую форму, в Хануку мы зажагаем восемь огней — главое, чтобы они были в ряд, а вот сама форма ханукии бесконечно разнообразна. Вот, например, восемь свечей-спичек на растяжке в переулках — там же, в Старом городе Иерусалиме:
А это уже Хеврон — ханукия около так называемой «седьмой ступени»
Ханукия, вырастающая из магендавида — в Цфате:
Фото из окна машины — такие огромные электрические ханукии стоят везде
Иерусалим, Ешива «Лейквуд» (здесь сейчас располагается и наша ешива «Толдот Йешурун»). У дверей — специально сваренная конструкция для огней Хануки:
Проход через огненные двери — в Рай)
В последний день — все свечи горят:
Никому не пожелаешь, особенно в праздник, попасть в больницу: детское отделение больницы «Шаарей Цедек», любовно украшенное волонтерами и медсестрами к празднику, чтобы хоть как-то скрасить детям больничный ужас…
В Хануку особенно много дел и суеты, вот и сегодня опоздал на учебу, и мой хаврута — р. Ицхак Мирер тоже опаздал. Открывая книги, пожаловались друг другу на суету, и он мне поведал (пересказ вольный):
— Сегодня в автобусе встретил р. Исроэля Левина, и он мне рассказал интересный ворт от рава Дова Шварцмана, великого человека:
Спросили его — что главное в Хануке? Он ответил — война!
Как война? Наоборот? Ведь комментируется слово Ханука как «хану» «ка», то есть на иврите — отдыхали 25 числа (месяца кислев) — в день начала праздника Ханука. Отдыхали от войны, а вы говорите — воевать!
И с кем воевать-то?
Ответил рав Шварцман: тогда они могли отдохнуть, после тяжелой войны, денек, 25-го. А мы должны воевать с йецер ара — слишком много есть у нас дел, обязанностей, суеты в Хануку, и как-то забываем, не успеваем учиться, Тора уходит на второе место, а это именно то, что хочет от нас наше дурное начало… Миллион разных дел, материальные заботы, житейская беготня — опускают человека. Вот и надо подниматься, воевать — со своим йецер ара.