Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Гороскоп

Как иудаизм смотрит на астрологию и гороскопы, верят ли в них евреи?

Оглавление

Как иудаизм смотрит на астрологию и гороскопы, верят ли в них евреи?

Чтобы получить максимально исчерпывающий ответ на этот вопрос, разобьём его на пункты:

1. Есть ли вообще в иудаизме такое понятие как астрология?

2. Если есть, считает иудаизм астрологию правдой или ложью?

3. Если считает правдой, то как, по мнению иудаизма, астрология работает?

4. Что определяется движением звёзд, и в частности,

a. определяются ли судьбы народов?

b. определяются ли судьбы отдельных людей?

c. определяется ли то, при каких обстоятельствах человек родится и будет жить?

d. определяется ли, какими качествами он будет обладать?

5. Можно ли это движение понять, просчитать и с его помощью предсказать будущее, и если да, то насколько точно?

6. Под каким знаком был создан еврейский народ?

7. Разрешает ли иудаизм заниматься астрологией и консультироваться с астрологами?

Теперь попытаемся ответить на эти вопросы по порядку.

Астрология: правда или ложь [↑]

Eсть ли вообще в иудаизме такое понятие, как астрология?

В книге Псикта (гл. 4) сказано, что Вс-вышний создал 12 созвездий, которые соответствуют 12 месяцам, 12 часам дня и 12 часам ночи, которые, в свою очередь, соответствуют 12 коленам Израиля. Причина, по которой в основе всего лежит число 12: существует 12 сочетаний четырёх букв имени Вс-вышнего.

Значит, влияние созвездий заложено в основу мироздания.

В книге Йецира сказано, что Вс-вышний создал мир посредством букв еврейского алфавита. Буквы разделяются на три группы, состоящие из 3, 7 и 12 букв. 7 букв соответствуют 7 планетам, а 12—12 созвездиям.

Сказано в книге Тосефта, в конце трактата Кидушин (5:14): «И Авраам стар, на склоне дней, и Господь благословил Авраама во всем(Берешит 24:1)… [В чём же заключалось благословление?] Раби Элиэзер а-Модаи сказал: Это астрология, которая была в руках у Авраама, и все приходили к нему [за советом]».

Получается, что еврейская астрология существует, и это правда — ведь не занимался же Авраам бессмыслицей!

Однако, великий мудрец Рамбам (Маймонид) считал, что астрология — просто ерунда! (см. Йад аХазака, Идолопоклонство, гл. 11, законы 7, 8, 9, 16, и предисловие к трактату Авот, гл. 8). Как же Маймонид объяснял всё приведённое выше? Возможно, полагал, что уже в его время настоящих астрологов не осталось, и все, кто занимается астрологическими предсказаниями, — просто шарлатаны. Интересно, что современник и друг Маймонида, раби Авраам ибн-Эзра, был известным астрологом и даже писал книги по астрологии.

Итак, у нас есть ответы на два первых вопроса: большинство источников, кроме Рамбама, сходятся на том, что принципы астрологии существуют и каким-то образом действуют в нашем мире.

Но каким именно образом?

Как работает астрология? [↑]

Рамхаль (Раби Моше-Хаим Луцатто) в книге «Дэрех аШем» — «Путь Творца» (раздел 2, глава 7 «О воздействии звёзд») объясняет, что Вс-вышний управляет миром через посредников. Они являются «проводниками» Его воли, не имея над этим миром никакой собственной власти. Эти посредники и есть звезды. Так как Его воля приводится в исполнение именно звездами, изучая их сочетания и движение, можно узнать что-то о том, что происходит в мире, и даже в какой-то степени предсказать будущее.

Что определяется движением звёзд?

В трактате Нида (16 б) сказано так: «Говорил Р. Ханина бар Папэ: Тот ангел, который несёт ответственность за беременность, а имя его Ночь, берёт каплю [имеется в виду эмбрион на начальной стадии развития], ставит её перед Вс-вышним, благословен Он, и говорит перед Ним: “Владыка мира, капля эта, что с ней будет? Будет [человек, который родится из неё,] сильным или слабым, умным или глупым, богатым или бедным?” А будет праведником или грешником, не спрашивает. А причина этого в том, о чём говорил Р. Ханина: всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами».

Теперь мы знаем, что обстоятельства, при которых человек должен родиться и жить, определяются свыше в момент зачатия. С другой стороны, духовный уровень человека зависит только от него самого. Рав Шимшон Рафаэль Гирш говорил, что каждую душу Вс-вышний вселяет именно в то тело, которое ей больше всего подходит. Ребёнок с этой душой рождается у тех родителей, которые ей больше всего подходят, в том месте и в то время, которые ей больше всего подходят, и т.д.

Написано в трактате Шабат (156а): Тот, кто родился под планетой Марс, будет проливать кровь. Сказал рав Аши: он станет или врачом, или бандитом, или резником, или моэлем [тот, кто делает Обрезание].

Отсюда ясно, что наклонности и черты характера человека зависят от того, когда он родился. С другой стороны, мы видим, что черты эти сами по себе нейтральны. Человек обладает полной свободой использовать то, что ему дано, как для того, чтобы делать добро, так и для того, чтобы делать зло.

Здесь надо заметить: то обстоятельство, что почти все аспекты нашего существования определяются не нами, не влияет на свободу выбора. Настоящий выбор — это выбор между добром и злом, выбор между духовным ростом и духовным падением. Именно этот выбор и является смыслом нашего существования, и он в полной мере остаётся за нами.

В трактате Моэд Котон (28а) сказано: Число детей, здоровье, продолжительность жизни и финансовое благополучие человека зависят только от Предначертания, и не зависят от его заслуг.

То есть, эти бесспорно важнейшие обстоятельства нашей жизни не зависят от наших поступков, они полностью предопределены!

Было бы вполне логично предположить, что хороший астролог, например, такой, как наш праотец Авраам, может предсказать многое из того, что должно произойти с человеком. Но…

Сказано в трактате Шабат (156а): «И даже Рав считал, что Судьба не властна над евреями, как сказано (Берешит 15:5): И Он вывел его [Авраама] наружу. Сказал Авраам Вс-вышнему, благословен Он: “Владыка мира, и вот мой домочадец наследует мне” (там же, 3). Сказал ему Вс-вышний (там же 4): “Не будет наследовать тебе этот, но тот, кто произойдет из твоих чресл, он тебе наследовать будет!” Сказал перед Ним [Авраам]: “Владыка мира, посмотрел я на то, что предвещают мне звёзды, и не способен я родить сына”. Сказал ему [Вс-вышний Аврааму]: “Выйди из предначертанного звёздами, потому что судьба не властна над евреями!”».

Дальше Талмуд приводит историю о том, как Шмуэль сидел и беседовал с одним халдеем (астрологом) по имени Авлат. Мимо них на болото прошла группа людей рубить тростник. Сказал Авлат Шмуэлю, указав на одного из них: «Он не вернётся, его укусит змея и он умрёт!». Ответил ему Шмуэль: «Если он еврей, то вернётся!» Пока они сидели и разговаривали, вся бригада вернулась с болота. Встал Авлат, подошёл к тому человеку, про которого говорил, засунул руку в его корзину и нашёл там змею, разрубленную пополам. Спросил Шмуэль этого чудом спасённого человека: «Что ты сделал?» Ответил он Шмуэлю: «Каждый день перед работой мы кладём продукты в общую корзину, и когда приходит время обеда, садимся и едим пищу, которая там».

Сегодня одному из нас было нечего положить в общий котёл, и ему было очень стыдно. Я вызвался собрать у всех еду в корзину. Когда пришла его очередь давать еду, я притворился, будто беру у него, чтобы ему не было стыдно. Сказал ему Шмуэль: «Ты выполнил заповедь [люби ближнего своего как самого себя]!»

Как же так? В одном месте сказано, что столь важные обстоятельства жизни от заслуг совершенно не зависят, а в другом говорится, как заслуги человека полностью изменили то, что ему было предначертано! Отвечают Тосафот (Шабат, там же): «Есть аспекты судьбы, которые можно изменить, только имея очень большие заслуги!»

Тем не менее, Талмуд в трактате Таанит (25а) рассказывается о Раби Элазаре бен Пдат, который всю жизнь страдал от страшной нищеты. Однажды, когда он потерял сознание от голода, ему явился Вс-вышний. Р. Элазар спросил у Него: «До каких пор я буду мучиться?». Вс-вышний ответил ему вопросом на вопрос: «Хочешь ли ты, чтобы Я разрушил этот мир и создал его заново, и тогда, может быть, ты родишься под более удачным созвездием?». Отсюда видно, что есть вещи, которые предопределены заранее, и их совершенно невозможно изменить (см. Тосафот Моэд Катан 28а). Значит, роль человека, родившегося под такой звездой, заключается именно в том, чтобы с честью выдержать эти испытания, а не в том, чтобы что-то изменить. Раби Элазар несколько раз впадал в отчаяние, но, в конце концов, при поддержке жены смирился с судьбой и с честью выдержал испытания.

Можно ли предсказать будущее с помощью астрологии? [↑]

Мы уже видели выше, что халдеи умели достаточно точно предсказывать события. Теперь давайте рассмотрим ещё несколько источников, которые говорят о всевозможных астрологических предсказаниях.

В книге Коэлет Раба (7:41) сказано следующее: «В чём же заключалась великая мудрость египтян? Вот, смотри! Когда захотел царь Шломо построить Храм, послал он фараону Нэхо письмо. И так написал: Пошли мне умельцев за плату, ибо хочу построить Храм.

Что же сделал [фараон]? Он собрал всех астрологов своих, и стали они смотреть [на звёзды], и увидели людей, которым не суждено дожить до конца года. И послал их ему [царю Шломо]. Как только прибыли они к Шломо, увидел он пророческим видением своим, что умрут они в течение года. Дал им похоронные саваны и отправил обратно в Египет. Написал фараону: Если не хватало тебе саванов хоронить мёртвых, высылаю тебе. Можешь хоронить!».

Отсюда можно заключить, что предсказания египетских мудрецов отличались большой точностью. Однако следующие две истории говорят о том, что астрологи видят только общую карту событий. Конкретные же детали скрыты от них (эти мидраши приводит Раши на Шмот 1:22 и 10:10):

В день, когда родился Моше, астрологи сказали ему (Паро): «Сегодня родился их избавитель, но мы не знаем, египтянин он или же из (сынов) Исраэля. Однако мы видим, что он понесет кару от воды (будет наказан за воды)». Поэтому в тот день (Паро) распространил свой указ и на египтян, как сказано: «Всякого сына (ново)рожденного (бросайте в реку)», а не сказано: «рожденного у иврим». Но (астрологи) не знали, что (избавитель Исраэля) понесет наказание за воды Меривы (т. е. от вод Меривы, а не от вод Нила) (Сота 12 б, см. Раши к Бемидбар 20,13).

Есть звезда, которая называется Раа (Зло). Паро сказал им: «С помощью астрологии я вижу, что та звезда поднимается навстречу вам в пустыне, а это знаменует кровь и гибель». И когда сыны Исраэля согрешили (поклонением) тельцу и Святой, благословен Он, хотел истребить их, Моше сказал в своей молитве: «Для чего говорить Мицраиму так: Со злом вывел Он их» (32, 12; т. е. под звездой Раа, Зло). Это и есть то, о чем сказал он (Паро): «Смотрите, зло пред вашими лицами». Тотчас «решил Господь иное относительно Раа (Зла): и заменю кровь (т.е. кровопролитие, которое предвещала звезда) кровью обрезания», и Йеошуа совершил обрезание над ними. Таково значение сказанного: «Сегодня Я снял позор Мицраима с вас»(Йеошуа 5, 9), ибо они говорили вам: «Кровь видим мы на вас в пустыне».

Значит, египтяне правильно «прочитали» звёзды и увидели будущее, но, будучи заинтересованной стороной, интерпретировали информацию неверно. Отсюда следует, что астрологическое наблюдение даёт правильную информацию, но при этом оставляет возможность ошибиться.

Знаки зодиака [↑]

Знаки зодиака соответствуют еврейским месяцам (а не григорианским, которые «приходятся» между двумя знаками), и у каждого колена есть свой знак. Вот таблица знаков Зодиака и соответствующих им колен. Следует заметить: есть другие мнения по поводу соответствия между знаками и коленами. Например, раби Цадок а-Коэн говорит, что месяц Адар (последний месяц года) соответствует Йосефу. Так же, как потомки Йосефа разделились на два колена — Менаше и Эфраим, месяц Адар разделяется на два месяца в високосный год.

Латинское Название

Русское Название

Еврейское Название

Месяц

Колено

Aries

Овен

Taleh

Nisan

Йеуда

Taurus

Телец

Shor

Iyar

Иссахар

Gemini

Близнецы

Teomim

Sivan

Звулун

Cancer

Рак

Sarton

Tammuz

Рувен

Leo

Лев

Ari

Av

Шимон

Virgo

Дева

Besulah

Elul

Гад

Libra

Весы

Moznayim

Tishrei

Эфраим

Scorpio

Скорпион

«Acrav

Cheshvan

Менаше

Sagittarius

Стрелец

Kasshas

Kislev

Бинйомин

Capricorn

Козерог

G»di

Teves

Дан

Aquarius

Водолей

Dli

Shevat

Ашер

Pisces

Рыбы

Dagim

Adar

Нафтоли

Как было сказано, качества человека определяются также звездой (планетой), под которой он родился. Каждая из семи планет «правит» в течение часа. Таким образом, каждую неделю чередование планет проходит 24 полных цикла и каждый день недели начинается с «правления» определённой планеты. Есть мнение, что качества человека зависят также от того, в какой день недели он родился (Шабат 156а).

Можно ли заниматься астрологией? [↑]

В трактате Шабат (75а) сказано, что есть заповедь заниматься расчётами расположения звёзд и планет. Есть разные мнения, о чём именно идёт речь. Раши считал, что имеется в виду астрология, а автор Сэфер Мицвот а-Гадоль — что астрономия. Рамбам (Нахманид) считал, что астрологией заниматься можно и человек, который действительно может предсказать будущее, обязан принимать во внимание собственные предсказания и жить в соответствии с ними (Шут а-Мейухатот 282). Так же считал автор Нимукэй Йосеф (в конце главы Арба Митот). Маараль (Хидушей Агадот, Шабат156а) писал: тот, кто знает астрологию, может предсказывать для себя, особенно ради исполнения заповеди.

В любом случае, очевидно, что речь не идёт о всевозможных самозванцах, людях, которые пишут в газете еженедельное предсказание, «бабках» и т.п. Как было сказано выше, настоящая астрология — это большая мудрость, которая требует глубокого и подробного изучения. Даже техническое описание движения планет и звёзд, которое Маймонид приводит в книге Йад а-Хазака в Законах освящения месяца, доступно далеко не всем, их понимание требует хорошего знания геометрии и достаточно напряжённой и длительной работы. Тем более — астрология, изучение которой начинается с досконального понимания правил движения звёзд и планет.

Советоваться с астрологами запрещено по всем мнениям (см. Псахим 113 б, и Шулхан Арух, Йорэ Дэа 179:1, и Маймонид, Йад а-Хазака, Идолопоклонство, гл. 11, законы 7, 8, 9, 16). Рамо считал, что если известно достоверно, что определённое время благоприятно или неблагоприятно для каких-либо действий, можно принять эту информацию во внимание (Йорэ Дэа 179:2).

В заключение хотим порекомендовать алгоритм проверки астрологических (и разных других) предсказаний. Алгоритм основан на методе ретроактивной проверки. Возьмите предсказание и, не глядя, что там написано, положите в конвертик и запечатайте. По истечении срока годности предсказания кратко изложите (желательно письменно) свои впечатления о событиях, происшедших за это время. Распечатайте конвертик и сравните с предсказанием. Повторите. Результаты говорят сами за себя.

Выводить материалы