Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Тверия

Тверия (Тивериада) — город на северо-западе Земли Израиля, на западном берегу озера Кинерет, которое также часто называют Тивериадским — по названию города. Основан в начале I в. н.э. и назван в честь римского императора Тиберия. Тверия считается одним из четырех святых еврейских городов — наряду с Иерусалимом, Цфатом и Хевроном. Сегодня среди израильтян Тверия является одним из популярных курортов в районе Кинерета и Галиллеи, а также местом частого паломничества: тысячи евреев приезжают сюда помолиться на могилах праведников и мудрецов, таких, как раби Меир Бааль аНес, раби Акива, Рамбам, Рамхаль и другие. В последние годы численность население города насчитывает более 40 тыс. человек.

В Талмуде (трактат Рош а-шана, л.31Б и ком. Раши) говорится, что события, знаменующие Геулу (окончательное Избавление) и приход Машиаха начнутся именно в Тверии. Возможно, поэтому здесь похоронено множество еврейских праведников, не только живших здесь, но и завещавших похоронить себя в этой земле. Так, здесь был похоронен Рамбам, живший и умерший в Египте.

Оглавление

Надел колена Нафтали[↑]

Из Торы нам известно, что во времена праотца Авраама (второе тысячелетие до н.э.) на берегах Кинерета жили ханаанейские племена. Позднее, когда евреи во главе с Иеошуа бин Нуном вошли в Землю Израиля и начали завоевывать ее, территория на западном берегу озера отошла к колену Нафтали (см.Книгу Иеошуа, 12:3,6; 13:27-31; 19:36). На месте нынешней Тверии был в то время город Раккат, а немного южнее — Хаммат, название которого, по-видимому, свидетельствует о расположении рядом с ним горячих источников («хам» на иврите «горячий»). Источник «Хамей Тверия» существует в этом месте и сейчас.

Эти земли были исключительно плодородны, что по мнению мудрецов, было результатом благословения, которое дал Нафтали его отец Яаков (см. Берешит, 49:22 и ком. Раши).

Во время нашествия ассирийских царей в 3187 (573 г. до н.э.) году надел Нафтали был захвачен, а жители уведены в плен (Седер а-дорот).

Впоследствии этот район попал под власть Персии, а затем Греции.

Во времена Мишны и Талмуда[↑]

Евреи вновь поселились в этих краях только 500 лет спустя, в I в. до н. э., когда район был завоеван Александром Янаем. В начале I в. н. э. сыновья Ирода I Великого основали на развалинах Ракката город, который назвали Тивериада в честь римского императора Тиберия.

Некоторое время спустя, после разрушения Второго Храма и Иерусалима в 3828 (68 г.н.э.), Тверия постепенно становится духовным центром евреев в Земле Израиля.

Эта эпоха — особенно, время после подавления в 3895 году (135 г. н.э.) восстания Бар-Кохбы — была эпохой жестоких гонений: тысячи евреев были изгнаны из страны, а соблюдение заповедей, изучение и преподавание Торы каралось смертной казнью. Иерусалим практически полностью был разрушен; евреям запрещалось селиться в бывшей столице и окрестностях.

Северная часть Земли Израиля меньше пострадала от римлян; сюда — в Галилею, в том числе, в район озера Кинерет — переместился духовный и культурный центр еврейской жизни. Галилейские города — Уша, Циппори, Тверия — стали местом заседания Верховного суда, Санхедрина, игравшего особо важную роль после разрушения Храма.

В течении сорока лет, в 3910-3950 гг. (149-189 гг.н.э.), главой Санхедрина был великий мудрец раби Иеуда а-Наси — кодификатор Мишны. Он перенес место пребывания Санхедрина в Тверию, крупный по тем временам город, а затем в Ципори, что несколько южнее.

Чуть позже, уже в начале эпохи мудрецов Талмуда — амораев — Санхедрин снова возвращается в Тверию, теперь уже во главе с правнуком раби Йеуды а Наси, р. Иеудой а-Несиа, затем — с сыном и внуком последнего, соответсвенно, Рабаном Гамлиэлем IV и р.Иеудой а-Наси II.

В это время (III-V вв н.э.) Тверия была одним из главных духовных центров еврейского народа: кроме Санхедрина, здесь были открыты важные ешивы, где учились большие мудрецы Торы. Например, здесь действовала ешивараби Йоханана — выдающегося мудреца, записавшего Иерусалимский Талмуд — собрание комментариев к Мишне — который, таким образом, по большей части, был записан в Тверии (название «Иерусалимский» объясняется тем, что с Иерусалимом отождествлялась в то время вся Земля Израиля). Совместно с раби Йохананом ешивой руководил Рейш Лакиш, а наиболее известными учениками были р.Элазар бен Педат, приехавшие из Вавилона рав Ами и рав Аси и другие.

В IV веке н.э., с усилением христианства и созданием Восточной Римской Империи — Византии — преследования евреев начали набирать небывалую силу. Кинерет (христиане называли его «Галилейским морем») имел для них особое религиозно-историческое значение. Окрестности озера стали своего рода христианской святыней, вдоль его берегов было построено множество церквей. Существование здесь еврейского центра было для них крайне нежелательным.

В 4111 (351) году были разрушены ешивы в Тверии и Ципори, многие мудрецы бежали в Вавилон. А в 4185 (425) году император и вовсе отменил пост наси — главы Санхедрина, в результате чего Верховный еврейский суд перестал существовать. Еврейская община Тверии постепенна пришла в упадок.

Возрождение Тверии в VIII-XI веках[↑]

После завоевания Земли Израиля арабами в 4394 (634) году евреи стали возвращаться в эти места. Община Тверии постепенно растет, и в VII веке город вновь становится крупным духовным и политическим центром региона.

В X веке в Тверии возникла знаменитая тивериадская школа Масоры, разработавшая систему записи огласовок и мелодии чтения Торы и книг Танаха — т.н. «масоретская традиция». В трудах двух династий исследователей — семей Бен-Ашер и Бен-Нафтали — были разработаны символы, позволившие зафиксировать традицию записи и чтения Торы, полученную на горе Синай и передававшуюся из поколения в поколение. Эта система записи используется и сейчас (см. статью «Когда появилась Масора и огласовки в иврите?»).

Тверия в эпоху крестоносцев[↑]

В 4831 (1071) году Эрец Исраэль захватили турки-сельджуки, что побудило европейцев начать крестовые походы. В итоге, в конце XI века область, прилегающая к Кинерету, была захвачена крестоносцами. Они построили мощные укрепления на западном берегу озера.

В 4947 (1187) году у горы Хаттин, в 6 км от Тверии, произошла битва между крестоносцами и войсками султана Салах-ад-Дина (Саладин). Битва при Хаттине завершилась полным поражением крестоносцев и предопределила исход всего противостояния мусульман и крестоносцев на Ближнем Востоке: спустя недолгое время мусульманам удалось окончательно утвердить свою власть над Эрец Исраэль и над регионом в целом.

В результате частых военных действий значительная часть города была разрушена и так и пролежала в руинах вплоть до середины XVI века. Население Тверии уменьшилось, город пришел в упадок и, находясь с 1247 года под властью сарацин, долгое время оставался небольшим и малозначительным.

Попытка возрождения общины в XVI в. [↑]

В 5325 (1565) году Тверию, находившуюся под властью султана Сулеймана, приобрела донна Грация Мендес — известная общественная деятельница и владелица торговых кампаний, вернувшаяся к открытому соблюдению еврейских законов и бежавшая от преследований из Португалии в Турцию. Она передала эти землю своему зятю и племяннику Йосефу Наси — с тем, чтобы организовать там большое еврейское поселение. Йосеф начал отстраивать крепостные стены города и разослал письма в общины Европы с призывом переселиться в Святую Землю. Однако местные жители-арабы взбунтовались, и план не удался.

В настоящее время в Тверии существует отель «Дом Донны Грации» с одноименным музеем, а также проводятся музыкальные фестивали ее памяти.

Евреи Тверии в XVIII — начале XX вв. [↑]

В середине XVIII века шейх Захир аль-Омар (Дагир), властитель Галили в период Османской империи, предложил евреям снова поселиться в Тверии, которую он сделал своей столицей. При его содействии здесь был отстроен и обнесен стеной еврейский квартал со всеми необходимыми зданиями (в том числе баней и маслодавильней). Возглавить новую общину был приглашен раби Хаим Абулафия из Турции. В Тверию, к берегам Кинерета, начали переезжать еврейские семьи из Цфата. Во второй половине XVIII века сюда группами переселялись хасиды из Восточной Европы.

На протяжении XIX и первой половины XX века численность населения еврейского квартала сильно увеличилась.

Во времена британского мандата в Тверии, еврейская община которой быстро разрасталась, возникли новые еврейские районы: Шхунат Ахва, Кирьят Шмуэль и Шхунат а-Рамбам.

Один из этих районов, Кирьят Шмуэль, в 5698 (1938) году подвергся нападению арабов, которые ворвались в квартал, стреляя и поджигая дома. Была сожжена и синагога, а синагогальный служка убит возле свитка Торы. Всего погибло 19 евреев, в том числе 11 детей.

Вскоре бандитами был убит мэр города Заки Алхариф — еврей, пользовавшийся поддержкой всего населения, в том числе арабского.

Тверия после войны за Независимость[↑]

В 5708 (1948) году в результате победы в войне за Независимость западный и южный берега Кинерета стали частью Государства Израиль.

В память о боях за Тверию в центре города была установлена французская пушка XIX в., единственное артиллерийское орудие, бывшее на вооружении еврейских отрядов во время сражения.

К сожалению, вскоре после этого израильские власти начали разрушать Старый город Тверии. За полгода (1948-49) было разрушено более 600 зданий — почти все городские постройки. Объяснялись эти действия отсутствием гигиены, ветхостью зданий и опасением, что арабы вернутся в свои дома. Территория простояла заброшенной в течении десятилетий, и только в 70-х годах началась ее реконструкция. Так погиб исторический центр города, формировавшийся на протяжении веков, и распалась существовавшая здесь община.

Еще большую горечь вызывает разрушение старых кладбищ вокруг Тверии, на месте которых собирались вести застройку. Это повлекло за собой резкое противодействие религиозного населения Израиля; были организованы многочисленные демонстрации, которые жестоко подавлялись. Насколько нам известно, часть кладбищ была снесена, но часть удалось отстоять — например, в южной части города, где, согласно одной из версий, похоронен знаменитый танараби Меир Бааль а-Нес.

Из-за того, что город был частично построен на кладбищах, многие дороги в Тверии и на подъезде к городу запрещены для коэнов.

Тверия в наше время[↑]

В последние десятилетия Тверия существенно расширилась. Были построены новые жилые районы, город стал известным центром туризма и отдыха, открылись новые гостиницы и пляжи. Существенным моментом, влияющим на жизнь города, становится строительство религиозных районов — сотни молодых семей покупают квартиры в строящихся здесь домах.

Как уже говорилось, в Тверии и ее окрестностях находится множество могил еврейских праведников разных эпох, прежде всего — мудрецов Мишны и Талмуда. Здесь похоронены раби Акива, р.Йоханан бен Закай, раби Меир, Элиэзер бен Оркенус, р. Ами и р.Аси. Здесь же находятся могилы великих мудрецов более поздних эпох: Рамбам, Рамхаль, Шла а-Кадош (р.Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц) и многие, многие другие.

Сюда, к могилам праведников, приезжает множество людей, чтобы помолиться и почитать Теилим (Псалмы Давида).

Молитва на могилах праведников имеет особую силу. Мы просим Вс-вышнего помочь нам, и молитва принимается в заслугу этих людей. Их добрые дела и заповеди, выполненные при жизни, помогают нам выстоять на Небесном суде (дополнительно о смысле молитв на могилах праведников см. здесь).

Окрестности Тверии перед приходом Машиаха[↑]

История ясно показывает, что Тверия и весь район Кинерета утратил свое былое значение. Прежде эти места находились на пересечении важных торговых путей. Озеро Кинерет еще недавно было полноводным — в 1934 году Тверия пострадала от сильнейшего наводнения — но сейчас оно все больше и больше мелеет.

Сама Тверия — важнейший духовный и политический центр, на какое-то время заменивший собою Иерусалим — превратилась в курортный город, где на тысячи отдыхающих приходится небольшая кучка евреев, молящихся в трех чудом уцелевших старинных синагогах. И только могилы праведников сохранили атмосферу былой духовности и напоминают о величии прошлого.

Прояснить картину поможет трактат Талмуда Рош а-Шана, где описываются переезды Санхедрина после разрушения Второго Храма: из Иерусалима в Явне, из Явне в Уша, оттуда — в Шфарам, затем в Бейт Шеарим, в Ципори и, наконец, в Тверию. Санхедрин, по словам Талмуда, уходит в изгнание и опускается все ниже и ниже. «А Тверия глубже всех…», — пишут мудрецы и прибавляют: «и оттуда в будущем (придет) избавление» (Рош а-шана, 31Б). Комментарий Раши дополняет, что слова «глубже всех», по-видимому, означают также и географическое положение Кинерета — ниже уровня моря.

Из этого понятно, почему Тверия утратила свое былое величие: ее упадок непосредственно предшествует приходу Машиаха.

Возможно, начало этого процесса мы видим уже сейчас: в последние годы вокруг исторической части города строятся обширные религиозные районы, возрождается еврейская община.

Будем надеяться, что Машиах придет очень скоро, в наши дни!

Выводить материалы

Реб Лейзер

Любовь к еврейскому народу

Тверия, Израиль

Давид Робертс

Тверия (טְבֶרְיָה; в русской традиции также Тиберия, Тивериада) — город в Нижней Галилее, Израиль. Основан в 17-22 гг. н. э. Иродом Антипой на развалинах Ракката, города в наделе колена Нафтали, и назван в честь римского императора Тиберия. Город должен был стать столицей царства Ирода Антипы, но перешёл во владение Агриппы II. Город был укреплен перед началом Иудейской войны I, но сдался римлянам без боя и поэтому не был разрушен. Агриппа II умер в 96 году, а в 100 году город стал владением римского императора и процветал в условиях экономического подъёма империи. В талмудический (римский и византийский) период Тверия была важным духовным центром. Туда из Ципори был переведен Сангедрин, и там находилась прославленная иешива рабби Йоханана, внесшая большой вклад в завершение Иерусалимского Талмуда. В этот период город разросся к югу и слился с близлежащим Хамматом (Хаммат-Харим). В конце 2 в. — начале 3 в. в Тверии была завершена Мишна, а в конце 4 в. — начале 5 в. — Гемара Иерусалимского Талмуда. В середине 4 в. здесь существовала самаритянская община, а в 5 в. — христианская. В 6-м веке в Тверии появилась йешива Эрец-Исраэль, к которой перешли функции Сангедрина. Там существовала группа выдающихся поэтов и языковедов.

Тверия, Израиль

Давид Робертс

Картина художника и литографа Давида Робертса, 1844 год. Тверия (טְבֶרְיָה; в русской традиции также Тиберия, Тивериада) — город в Нижней Галилее, Израиль. Считается одним из четырех священных городов в еврейской традиции (наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом). Основан в 17-22 гг. н. э. Иродом Антипой на развалинах Ракката, города в наделе колена Нафтали, и назван в честь римского императора Тиберия. Тверия располагается на берегу озера Кинерет, которое иногда называется Тивериадским озером. В талмудический (римский и византийский) период Тверия была важным духовным центром. Сюда из г. Ципори был переведен Сангедрин (Верховный Суд). В конце I в.- начале III в. в Тверии была завершена Мишна, редакцию которой вели мудрецы под руководством раби Иеуды аНаси (рабейну аКадош). В этот период город начинает разрастаться к югу и чуть позже сливается с близлежащим Хамматом (Хаммат-Харим). В Тверии же находилась прославленная ешива раби Йоханана, внесшая большой вклад в завершение Иерусалимского Талмуда. Гемара Иерусалимского Талмуда была заверешена в конце IV в. - начале V в. В середине IV в. в городе существовала самаритянская община, а в V в. — христианская. В VI в. в Тверии появилась ешива Эрец-Исраэль, к которой перешли функции Сангедрина. Также существовала группа выдающихся поэтов и языковедов.

Еврейская история 141. Страна заходящего солнца (1696 - 1743 гг.)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»