Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
В 1827 году царь Николай I издал указ о принудительном призыве всех еврейских мальчиков в российскую армию. Так называемые «кантонисты», эти мальчики были оторваны от дома в возрасте 12 лет, и переносили множество лишений и издевательств, сопровождаемых намеками, что крещение решит проблему. Эта политика была отменена в 1855 году, со смертью Николая. Читайте о кантонистах
Хотя, как это ясно из вышесказанного, запрещено развязывать в шабат двойной узел, в отдельных случаях это разрешено (даже если он завязан сознательно). Например, когда узел причиняет страдание, и, в частности, когда он несильно затянут, разрешается развязать его, если изначально его намеревались развязать в тот же день.
Например, человеку, завязавшему в канун шабата на ботинках не слишком сильно затянутый двойной узел с намерением развязать его в тот же день, разрешено развязать узел в шабат, если он хочет снять ботинки, так как в ботинках спать он не может. (Однако с помощью нееврея можно развязать такой узел, даже если он не причиняет неудобства.)
Если нуждающийся не хочет принимать цдаку, следует все же дать ее, предоставив деньги как подарок или ссуду (Йоре деа).
Раби Йона сказал: «Не написано: “Счастлив тот, кто дает бедному”, написано: “Счастлив тот, кто понимает бедного” (Теѓилим) — кто понимает, как исполнять заповедь помогать бедному».
А когда человек брал деньги, раби Йона говорил: «Это подарок» (Йерушалми, Пеа).
Богатый дубильщик кож, реб Шрага Франк (тесть рава Моше Мордехая Эпштейна и рава Исера Залмана Мельцера), очень дружил с равом Исраэлем Салантером. Когда он слышал о бедных ученых Торы, которые стеснялись принимать цдаку, он наполнял мешки едой и среди ночи оставлял у домов этих людей.