Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
В 1944 году Шимон Визенталь едва избежал смерти в концентрационном лагере. Он был заключен в общей сложности в 12 концлагерях, и во время освобождения из Маутхаузена в мае 1945 года он, будучи 1. 80 м росту, весил всего 45 кг. После войны Визенталь собирал для армии США документацию о нацистских военных преступлениях. Продолжив эту работу в частном порядке, он стал известен как «охотник за нацистами», его исследования привели к захвату Адольфа Эйхмана в Аргентине и десятков других военных преступников, в том числе Карла Сильбербауэра, офицера гестапо, ответственного за арест Анны Франк.
И не разрешается даже накрыть кастрюлю материалом, не добавляющим тепла, если снизу находится материал, добавляющий тепло. Таким образом, запрещено укутывать в тряпки кастрюлю, стоящую на подогреваемом водяном баке и, тем более, на огне. Несмотря на то, что сверху накрывают предметом, не добавляющим тепла, в данном случае тряпками, вследствие того, что снизу находится предмет, добавляющий тепло, считается, что кастрюля укутана в материал, добавляющий тепло. Поэтому, тот, кто хочет сохранить тепло кастрюли, стоящей на водяном баке, должен поместить ее в другую, бóльшую кастрюлю. В таком случае, поскольку кастрюли не соприкасаются между собой, это не укутывание, как было объяснено в предыдущем пункте. И поскольку это не укутывание, разрешается накрыть все это тряпками сверху, несмотря на то, что снизу находится предмет, добавляющий тепло.
«И увидел Исраэль сыновей Йосэфа, и сказал: кто эти?» (48:8) Разве Яаков не знал, кого он благословляет? Ведь уже 17 лет учил он Эфраима и Менаше и не видел в них греха. В книге Ознаим летора дано такое объяснение: есть поступки, уместные человеку простому, но не подобающие главе поколения, призванному являться образцом для людей во всех своих деяниях. Посему хотел Яаков удостовериться, что Эфраим и Менаше достойны уровня глав колен Израиля.
Раби Рафаэль бен Шимон, главный раввин Египта (5607/1847, г. Фес, Марокко — 5689/1928, Тель-Авив) был приглашён освятить свадьбу дочери одного из богатейших людей Египта. Торжество проходило в доме отца невесты, не уступавшего по роскоши дворцу правителя Египта. Понятно, что на свадьбу были приглашены все уважаемые члены общины, именитые горожане и министры египетского двора. В назначенный час в почтении встали гости около хупы. Дрожащими руками передал хозяин дома кубок с вином из собственного подвала р. Рафаэлю бен Шимону, который должен был проводить свадебный обряд, Однако рав, обратившись к хозяину, сказал ему на ухо, что это вино не достойно благословения. Удивленный хозяин, тут же сам спустился в подвал и наполнил кубок вином, ещё лучшим, чем первое. Снова обратился к нему рав и прошептал, что и это вино негодно для благословения. Опять спустился богач в подвал и принес самое лучшее вино, из тех, что у него было. И снова рав тихо, но настойчиво, отказал ему.
Смущенный хозяин извинился и попросил рава сопроводить его в подвал, где уважаемый рав сам сможет выбрать достойное вино. Когда они спустились, то сказал рав: «Сын мой, к большому сожалению, я не могу благословить твоё вино, ибо это нееврейское вино!» От удивления хозяин дома не мог вымолвить и слова. Тогда объяснил ему рав: «Закон таков: к тому, кто осознанно и открыто нарушает шабат, относятся как к иноверцу, и вино его — нееврейское. К сожалению, достаток и почёт отдалили тебя от пути отцов, и ты открыто, на глазах у всех евреев нарушал шабат, посему вино твоё — нееврейское, и я не смогу благословить его».
Слова р. Рафаэля, сравнившего его с идолопоклонником, и не признавшего его вино еврейским, потрясли богача. Придя в себя, сказал он: «Научи меня, раби, как вернуться на путь истины, как вернуться к иудаизму, и с этого мгновения обязуюсь я хранить шабат и быть настоящим евреем!» Поняв, что слова эти сказаны искренне, ответил рав: «Благословен сын мой, вернувшийся на путь истины. Посему, с этого времени, ты — совершенный праведник, и вино твоё разрешено для благословения». Рав и хозяин дома вернулись к гостям, чтобы сделать хупу. С тех пор хранил богач шабат и служил Творцу с чистым сердцем, как и обещал.