Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Кем можно стать, называясь «Жемчужиной»? Рабби Моше Маргалит (маргалит — жемчужина) (ок. 1710-1781) стал выдающимся комментатором Талмуда. У него еще ребенком учился Виленский Гаон. Без его комментария «Пней Моше» невозможно представить себе изучение Иерусалимского Талмуда, так же, как изучение Вавилонского — без комментария Раши. Сегодня — годовщина его смерти.
Как велико достоинство раскаяния! Вчера был отделен человек от Г-спода, Б-га Израиля, как сказано: «Грехи ваши отделяют вас от Г-спода, Б-га вашего» (Йешаяу, 59:2). Вопиет, но ему не внемлют, как сказано; «Даже если вы будете умножать молитвы ваши, Я не прислушаюсь» (Йешаяу, 1:16). Исполняет заповеди и их отвергают, как сказано: «Кто просил этого от вас — топтать дворы Мои?» (Йешаяу, 11:12); «О, если бы кто-нибудь из вас закрыл врата Храма, чтобы не озаряло пламя Мой жертвенник понапрасну; неугодны вы Мне и приношение не желаю принимать из ваших рук» (Малахи, 1:10); «Заберите свои жертвы всесожжения и мирные жертвы и ешьте мясо» (Ирмияу, 7:21). Сегодня прилепился он к Шхине, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Г-слоду, Б-гу вашему, живы вы сегодня» (Дварим, 4:4), молится и сразу же удостаивается ответа, как сказано: «И будет: прежде, чем они воззовут — Я отвечу» (Йешаяу, 65:24), делает добрые дела и принимают их благосклонно и радостно, как сказано: «Ибо угодны стали уже Б-гу твои деяния» (Коэлет, 9:7), более того. они желанны Ему, как сказано: «Будет желанен Г-споду дар Иудеи и Иерусалима, как это было в древности, как в прежние годы» (Малахи, 3:14).
Пришла Ханука, но в концлагере Берген-Бельзен не было ни свечей, ни Меноры, однако там были евреи, которые хотели, несмотря ни на что, зажечь ханукальные свечи. Каким-то чудом они нашли баночку черного гуталина и решили использовать ее в качестве масла, из ниток полосатой робы узников они сделали фитиль, а деревянный башмак превратили в подсвечник Меноры, рассказывает историк Яффа Элиях в «Tales of the Holocaust».
Затем изможденные узники лагеря смерти собрались в бараке вокруг Блужевер ребе, рабби Исраэля Спира (1890—1989), который негромко нараспев произнес два первых благословения, «о заповеди зажигать ханукальную свечу» и «о чудесах, свершенных для наших отцов». Ребе наполнил обычно праздничную мелодию чувством горечи и печали, и вдруг, вместо того чтобы произнести третье благословение, замолчал… Он поднял глаза и начал смотреть на окружающих его узников, как будто разыскивая кого-то. Затем голос его наполнился силой, и ребе произнес третье благословение с благодарностью к Всевышнему, который «дал нам дожить до этого времени!»
— Спира, как ты можешь благодарить Б-га за то, что Он «дал нам дожить до этого времени?» — воскликнул один из лидеров варшавского Бунда Заметчковский. — Я не могу понять, как ты, умный и честный человек, можешь благословлять Всевышнего, находясь в лагере смерти?
— Ты прав, я тоже подумал об этом, потому замолчал, не решившись произнести благословение, — ответил ребе. — Я поднял глаза и начал искать в бараке знающих Тору людей, надеясь, что они подскажут мне что делать. Тогда я увидел излучающие веру лица узников… и подумал, что действительно могу произнести это благословение… ибо мы удостоились «дожить до этого времени», когда наш народ не сломлен перед лицом смерти, даже в концлагере мы зажигаем ханукальные свечи!
Несколько лет спустя, уже после освобождения, ребе получил от Заметчковского следующее послание: «Ответ, который вы дали мне в ту темную ночь Хануки в Берген-Бельзене, остался со мной навсегда, став источником вдохновения и сил в то страшное время»…