Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Не всем удавалось поживиться за счёт еврейской солидарности. В случае с пленением Маарама (рабби Меира) из Ротенбурга (1215-1293) это не получилось. Р. Меир остался в плену у германского императора, но не разрешил евреям заплатить за себя тот непомерный выкуп, которого требовал жадный император. Рабби объяснил свой запрет просто — нельзя поощрять власти к дальнейшему захвату еврейских мудрецов с целью легкой наживы. Маарам провел в заключении семь лет, написав за это время свой знаменитый комментарий к Талмуду, и скончался в неволе. Сегодня — годовщина его смерти.
17. Сведения, полученные у недоброжелателя или конкурента
Допустим, вы хотите собрать сведения о человеке. Ни в коем случае не расспрашивайте о нем того, кто питает к нему неприязнь по каким-то личным причинам. Также не выведывайте у торговца или бизнесмена сведений о его конкуренте. Дело в том, что в большинстве подобных случаев ответ будет содержать полную ложь либо исказит правду. Даже если расспрашиваемый станет уверять вас, что злословит исключительно для вашей пользы, будьте уверены — им движет нелюбовь к обидчику или конкуренту.
Итак, если вам требуются сведения о слесаре-ремонтнике, изготовителе тфилин, торговце машинами или этрогами, сапожнике и т. д. — спросите беспристрастного человека. Не мучайте вопросами представителей той же профессии — иначе вы можете заставить их совершить грех лашон а-ра.
14. Отделение костей от мяса
В ситуациях, когда вышеописанное трудно выполнить, и когда крайне необходимо это сделать, например, при приготовлении еды для маленьких детей, можно положиться на мнение тех, кто разрешает вынимать кости из мяса также перед едой. Но и тогда необходимо делать это рукой, а не прибором и пр., и прежде следует спросить раввина.
И возможно отсюда берет свое начало обычай, принятый во многих семьях, есть в шабат фаршированную рыбу. Так как все кости уже удалены, мы уверены, что нет никакой опасности нарушить шабат.
НЕ ОБИЖАЙТЕ ДРУГ ДРУГА; И БОЙСЯ БОГА ТВОЕГО, ИБО Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ (Ваикра, 25:17)
Этот стих запрещает говорить то, что причиняет людям боль (Бава мециа), даже если эти слова, казалось бы, не вызывают смущения или стыда (Хафец Хаим, Введение; Беер маим Хаим). Тора пишет: «Бойтесь вашего Бога», потому что иногда люди намеренно отпускают как бы невинные замечания, полные яда (Раши).
1. Запрещено говорить все, что причиняет боль. Все, что вы бы не хотели услышать, не говорите другим. Помните об этом постоянно, случайные слова могут вызвать большие страдания (Пеле йоэц, раздел Ѓанаа).
Расстроить кого-то — хуже, чем причинить материальный ущерб. Деньги можно вернуть, а страдания… Обман бьет по карману, а обидные слова по человеку (Хошен мишпат).
Раби Шимон бен Гамлиэль сказал Тиби, своему слуге: «Пойди на рынок, купи самой хорошей еды». Тот пошел и принес язык. Он снова послал его и велел купить самой плохой еды. Тот опять принес язык.
— Что это, — спросил раби Шимон, — я тебе сказал принести самой хорошей еды — ты принес язык, а когда велел принести самую плохую еду, опять принес язык?
Тиби ответил:
— С языка может сойти что-то хорошее и плохое. Когда язык хорош, нет ничего лучше. А когда плох — нет ничего хуже (Ваикра раба).