Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Сегодня — праздник «Лаг ба-Омер», 33 день отсчета Омера. В этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни 24 тысяч учеников рабби Акивы, и в этот же день, много лет спустя, этот мир покинул его великий ученик — рабби Шимон бар Йохай, автор знаменитой книги Зоар.
16. Правдивый ответ. Пример
Даниэла ищет хорошего дантиста. Она имеет полное право спросить у Ширы о достоинствах и недостатках доктора Когана, если объяснит цель своих расспросов. Шире разрешено ответить, что она была не слишком довольна работой доктора Когана. Но она должна быть осторожна, чтобы дать точный ответ и не преувеличить недостатков врача.
Хафец Хаим, подсчитывая урон, наносимый городу постановлением, запрещающим беднякам просить подаяние у дверей (см. предыдущие отрывки), привел слова Рамбама о том, что «не подобна награда того, кто выкупил пленного, заплатив 100 динаров, или дал цдаку — 100 динаров одному бедняку, восполнив тем самым все, чего тому не хватало, награде того, кто выкупил десять пленных, или дал десяти беднякам — каждому по 10 динаров».
Из его слов следует, что качества приобретаются человеком в соответствии с численностью поступков, а не с их значимостью. А теперь рассмотрим нашу тему: в соответствии с новым постановлением, каждый должен давать определенную сумму раз в неделю, не более, — скольких тысяч добрых поступков, являющихся заповедью Торы для каждого, лишается город из-за этого каждый день! Потому что раньше, когда человек подавал понемногу, каждый грош был отдельным добрым поступком, и, подведя итоги за год, мы недосчитаемся миллионов добрых поступков, которые могли бы склонить чашу весов судьбы Израиля в сторону заслуг. Если вдуматься, одной этой причины достаточно, чтобы отменить это вредное постановление.
Убить милосердие
«Исполняйте же Мои установления (хуким), и Мои законы (мишпатим) храните» (25:18).
Все знают, что евреи не едят свинину. Но почему? У людей, далеких от Торы, есть свое логическое объяснение. Три тысячи лет назад холодильники еще не изобрели, и поев несвежую свинину в жарком климате, можно было подхватить трихиноз со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями. Но теперь почти у каждого стоит в кухне мощный рефрижератор с морозильной камерой, где можно хоть год или два хранить окорок. Так зачем же лишать себя гастрономических радостей?
Все дело том, что свинина, как и шаатнез (запрет ношения тканей из смеси шерсти и льна), — это хок, установление, не доступное человеческому разуму.
Законы, воспрещающие асоциальное поведение, называются в Торе мишпатим. Разумному человеку не надо доказывать, что убийство — это зло, а воровство — подлость. Ни одно цивилизованное общество не допустит разгула грабежей и насилия.
Однако религиозный еврей не приемлет убийства именно потому, что оно строжайше запрещено Торой. Убийство и пиджак с шаатнезом объединяет то, что они запрещены Творцом. Он открыл нашему разуму порочность убийства, но по поводу свинины предпочел оставить нас в неведении, целиком положившись на нашу веру.
В приведенном выше стихе Всевышний призывает «исполнять» (делать) хуким, не поддающиеся логическому объяснению заповеди, а Его мишпатим, естественные законы, многие из которых отнесены к так называемым «общечеловеческим ценностям», надо «хранить». В чем разница между «исполнять» (делать) и «хранить»?
Действие заложено в самом характере хока. Выполняя его, мы говорим себе: «Мир не ограничен моим пониманием и восприятием. Если я не понимаю какое-либо положение, не могу проникнуть в его суть, это не значит, что оно неверно». Короче, хок необходимо делать, не рассуждая, даже если он не укладывается в прокрустово ложе общепринятой логики, и от его непонимания «кипит наш разум возмущенный».
С мишпатим другая проблема. Всем очевидно, что убивать и красть нельзя. Но если нельзя и очень хочется, то… можно. Мировая история залита потоками невинной крови, и миллионы людей живут за счет воровства. Вспомните русские поговорки: «Закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло»; «Не пойман — не вор», «Люди воруют, да нам не велят» и другие.
В последнее время либералы все настойчивее требуют легализовать эвтаназию, «милосердное» убийство неизлечимо больных. Любящему мужу невыносимо смотреть на страдания медленно умирающей жены, и он просит врача: «Смилуйся, убей ее».
Тора призывает нас хранить мишпатим, именно хранить, всегда и везде, и не оправдывать убийство, даже самое «милосердное». Тот, Чье милосердие безмерно, повелел не убивать ни при каком случае. Можем ли мы быть милосерднее Б-га, одно из имен Которого «Отец милосердный»? Логически разумными заповедями, столь близкими и понятными нам, нельзя манипулировать; их нельзя подстраивать под индивидуальные нужды и дух эпохи, произвольно выводить из них исключения. Мы не можем подходить к ним со своими мерками добра и зла.
Даже когда сердце разрывается при виде страданий и боли, надо помнить, что святость человеческой жизни — это суровый мишпат, закон, который никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. Ибо на незыблемости заповедей Торы, хуким и мишпатим, держится мир.