Похвала не стоит денег
«Светильник золота чистого» (Шмот 25, 31).
Говорит Гмара (Шабат 22 б): западная «лампада» (свеча) была свидетельством для всех, живущих в этом мире, что Шхина (Б-жественное присутствие) пребывает в Израиле.
Это кажется странным: ведь туда, где горела западная свеча, даже сынам Израиля запрещено было входить. Тем более это было запрещено неевреям. Как же тогда она могла быть свидетельством для всех живущих в этом мире?
Ответил на этот вопрос гаон рабби Ицхак Хутнер. «Действие» западной свечи следующим: она усиливала сознание, что Шхина пребывает в Израиле, в самом народе Израиля. Когда это сознание крепко в народе Израиля, то и все, кто живёт в этом мире, видят, что «Шхина пребывает в Израиле».
Мы знаем, что когда человек Торы укрепляется в своей вере, эта вера «прорывается наружу» и достигает самых дальних народов.
Недавно нам довелось услышать удивительный рассказ, из которого видно, какой огромной силой обладает похвала. Она может подействовать даже на уголовного преступника, представляющего серьёзную опасность для окружающих.
Один предприниматель-хареди из Лондона заключил крупную сделку и получил большую сумму наличными. Он вышел на улицу с чемоданом, в котором было около 100 000 фунтов стерлингов. Через несколько десятков метров на него напали трое и потребовали всю сумму.
По-видимому, эти люди знали о заключённой им сделке и следили за ним. Еврей прикинул, что он может сделать в данной ситуации, и решил попытаться завести разговор с грабителями.
Он посмотрел на их лица и распознал в одном из них «лидера». И обратился к нему со словами: «Смотрите, видно, что у вас есть очень важные качества. Вы производите впечатление человека правильного и понимающего, очень умного. Скажите, пожалуйста, для чего вам нужны мои деньги?..»
Вожак удивился самому вопросу, но ответил: «Чтобы купить напитки». Еврей спросил: «И сколько они стоят?»
«Пять фунтов стерлингов», — ответил вожак бандитской шайки.
Бизнесмен достал десять фунтов стерлингов и протянул вожаку. И сказал: «Возьмите эти деньги, здесь вдвое больше, чем вам нужно, а меня отпустите…»
На удивление, это подействовало. Вожак взял деньги и приказал двоим другим оставить еврея в покое.
На следующий день приходит еврей в синагогу в харедимном районе Лондона и видит, что у двери его поджидает вчерашний вожак шайки…
«Я был уверен, что он пришёл отменить нашу вчерашнюю “сделку”», — рассказывал позже еврей. Но выяснилось, что парень явился совсем за другим. Он помахал пятифунтовой бумажкой и сообщил потрясённому бизнесмену: «Вот сдача с того, что ты мне дал вчера…».
Бизнесмен набрался смелости и спросил у бандита: «Объясните мне, пожалуйста, что с вами произошло? Вчера вы хотели меня ограбить и забрать все деньги, затем удовлетворились десятью фунтами, а теперь ещё и сдачу вернули…».
То, что ответил вожак шайки, следует хорошо запомнить: «Мне 27 лет, и до вчерашнего дня я никогда не слышал, что я правильный человек; я не слышал, что произвожу впечатление человека, у которого есть важные качества. Ты первый в мире сказал это, и мне кажется, что ты действительно так думал. Ты похвалил меня не только для того, чтобы вернуть свои деньги».
«Твои слова так мне понравились, что я решил тебя не грабить».
«Поэтому вчера я взял только десять фунтов, а теперь, когда купил то, что мне было нужно, хочу вернуть тебе сдачу…»
Мы слышали это от Рава Тойсига, который лично знает этого лондонского предпринимателя.
А теперь «подсчитаем»: если похвала так действует на чужого человека, нееврея, и не просто чужого, а опасного уголовника, то как же она подействует на наших детей, жену, соседей и всех евреев вокруг нас…
Почему же мы так «экономны» на похвалу? Разве, хваля другого человека, мы лишаем себя чего-то? Денег или имущества?
Поговорка «Похвала не стоит денег» настолько верна, что жаль было бы не воспользоваться ею.
Тот, кто хвалит окружающих, набирает «очки» в течение всей своей жизни; жалко терять «очки» из-за мелочных и нереалистичных расчётов (Бархи нафши).
Счастье учёбы
«…чеканный да сделан будет светильник» (Шмот 25, 31).
Рабейну Хида (рабби Хаим-Йосеф-Давид бар Ицхак-Зрахья Азулай) в своей книге Хадрей Ватэн пишет, что светильник связан с изучением Торы. «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет…» (Мишлей 6, 23). Тора свет, пишет Хида, а изучение Торы — светильник, «сосуд» для этого света… И сказано: «…чеканный да сделан будет светильник». Поясняет Раши: «[Сделан] ударами тяжёлого молота». Т.е. изучение Торы даётся тяжким трудом и усилиями. Подобно тому, как мастер берёт слиток золота и тяжёлым трудом, удар за ударом, медленно обрабатывает его, превращая в нужное изделие. Это слова Хида, и об этом же сказано в Гмаре: Тора приобретается страданиями.
Действительно, многие из тех, кто находится на начальных этапах изучения, учатся с большим трудом — пока не узнают истинный вкус Торы. Но они знают, что таков путь её усвоения. А потом, когда тяжёлый этап пройден, Тора «открывает им глаза» и ничто не может сравниться со сладостью учёбы. Как сказал автор Ор а-Хаим: «Если бы люди чувствовали сладость и вкус Торы, они сходили бы с ума от восторга, и огромные количества золота и серебра были бы для них ничем, потому что в Торе заключены все блага мира».
Но всё это — не на начальных этапах. Потому что вначале «польётся, как дождь, учение Моё…» (Дварим 32, 2), как ливень — яростно. И лишь затем «закаплет, как роса, речение Моё» (там же), как выпадает роса — спокойно и умиротворённо.
Но и этот начальный этап можно «проскочить». Поясняет Раши: «…чеканный да будет сделан (сделается) светильник» — «[сделается] сам собой. Поскольку трудно было сделать его, сказал Всевышний: брось золото в огонь, и он [светильник] сделается сам собой».
Т.е., есть два пути в изучении Торы: «ударами тяжёлого молота», через страдания и препятствия, когда ученик заставляет себя сидеть над Талмудом. Или «огнём» — когда человек учится с огромным желанием, ему открываются «врата света» и светильник «делается сам собой». При такой учёбе проблем с пониманием не возникает.
Счастлив тот, кто учит Тору с огромным желанием (Мааян а-Шавуа).
Страх перед Небесами — первое условие преподавания
«И сделай двух керувов (херувимов) из золота…» (Шмот 25, 18).
Автор Кли Якар говорит, что крувим (ангелы) «намекают» на учителей Торы, как сказано (трактат Моэд Катан 17а): «Если учитель похож на ангела, будут учить Тору из уст его». Так, были они из чистого золота, «с распростёртыми вверх крыльями» (Шмот 25, 20) — совершенными в отношениях между человеком и его Творцом. «…а лицами своими друг к другу» (там же) — любящими мир и стремящимися к миру. «…к крышке да будут лица керувов» (там же) — их взгляд должен быть направлен к Торе, которая находится в арон а-Кодэш, они не требуют, упаси Б-г, почёта для себя. Такими должны быть учителя…
Писал рабби Реувен Грозовски: если перед нами два кандидата, один — искусный педагог, но недостаточно б-гобоязненный, а другой — человек Торы, но не специалист в педагогике, несомненно, следует предпочесть человека Торы. Подобно тому, как когда нам необходим врач, мы предпочтём самого худшего врача самому лучшему адвокату…
И рабби Грозовски цитирует Хафец Хаима: две повозки отправляются в путь, одна — удобная карета, запряжённая быстрыми конями, ехать в ней — удовольствие. Другая — хлипкая телега, запряжённая клячами, ехать на ней — мучение. Тем не менее, если вторая повозка направляется туда, куда человеку надо, несомненно, он выберет именно её (Хафец Хаим а-Хадаш, Бэайот а-Зман).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его