Темы: Недельная глава, Пинхас, Рассказы
«Возьми себе Йеошуа бен Нуна» (27:18). Рассказывает рав Тойсиг.
На протяжении многих лет я был учащимся колеля и занимался Торой и служением Творцу. Это буквально рай на земле. Разве бывает большее наслаждение?
Однажды я получил предложение занять определенную должность в системе образования. Не прошло и нескольких часов, как появилось еще одно предложение, и тоже из системы образования. Я сказал себе: в мире не бывает случайностей! Если в один день ко мне приходят два похожих предложения, быть может, это знак свыше… Что же делать? Как можно решить?
В детстве я рос в Иерусалиме в районе Батей Унгарин, рядом с Меа Шеарим. Там жили самые «сливки» ортодоксального иудаизма, мудрецы Торы и люди действия, праведники, трепещущие перед Небесами, из числа жителей «небесного Иерусалима».
В нашем районе жил и праведный раби Элияу Рот. Он удостоился быть правой рукой праведника раби Шломке Звилера и прислужить ему. Это был святой человек. А у раби Элияу было плохое здоровье, трудно было найти хоть один здоровый орган в его теле, и тем не менее его называли «самым счастливым человеком в мире». Вся его жизнь была единым слитком Торы и служения Б-гу.
Мой дядя, гаон раби Хаим Брим, один из величайших учеников Хазон Иша, часто говорил мне в детстве: «Аареле, пользуйся тем, что ты сосед раби Элияу. Когда маме не нужна помощь по дому, иди к нему, посиди с ним и проникнись его духом, как можно больше. Ты не пожалеешь!»
Я поступал по его словам и старался впитывать от раби Элияу правильные наставления в Торе, б-гобоязненности и служении.
После свадьбы я переехал жить в Бней-Брак, но образ раби Элияу и все влияние, которое я впитал от него, сопровождали меня на протяжении всех лет. В тот день, когда ко мне пришли предложения занять должности в образовании, я решил приехать в Иерусалим и зайти к раби Элияу Роту, чтобы посоветоваться.
Когда я изложил ситуацию и рассказал о различных сторонах и своих сомнениях, он ответил: «Стоит ли уходить из колеля, это тяжелый вопрос, и я не могу его решить. Иди к великим мудрецам Израиля, чтобы услышать их решение. Но, поскольку тебе предложили должности в системе образования, вероятно, свыше тебя готовят к этому. Поэтому хочу передать тебе важное сообщение, которое будет сопровождать тебя на всем пути».
Эта тема словно горела у него в костях, и когда он начал говорить, его охватил святой огонь волнения: «Мой учитель, святой раби Шломке Звилер, сказал, что каждый еврей, кто занимается обучением других, совершает святое служение. Любой еврей, кем бы он ни был, а не только учитель в ешиве; каждый, кто обучает детей, подростков и юношей всех возрастов и категорий. И тогда раби Шломке перечислил по пальцам: это может быть воспитание детей в саду, детей трехлетнего возраста, которые учат алфавит, или пятилетнего, которые учат Пятикнижие и Мишну. В любом случае — это занятие священным служением».
Затем раби Элияу продолжил: «То же самое, говорил раби Шломке, с дочерьми Израиля. “Так скажи дому Израиля”. Каждая женщина, которая удостоилась заниматься обучением, должна знать, что совершает святое служение. И речь не только об учительницах и управляющих на семинарах, которые несут ответственность, но и здесь — раби Шломке снова стал перечислять на пальцах — няни в детских садах, воспитательницы для девочек постарше, учительница для шестилетних, десятилетних, для бат-мицвы и т. д. Для каждой из них это — святое служение».
Раби Элияу продолжил свою речь, его лицо покрылось испариной, а тощее, болезненное тело дрожало в страхе и трепете: «Вот что слышал я от раби Шломке: когда Моше Рабейну готовился покинуть этот мир, он попросил у Святого, благословен Он, назначить человека, который поведет за собой народ Израиля, чтобы не была община Б-жья, словно стадо без пастыря. Сказал ему Святой, благословен Он: “Возьми себе Йеошуа бен Нуна”. На первый взгляд, здесь не уместо выражение “возьми”. Разве человека берут руками? Но Раши говорит: возьми его словами — “счастлив ты, что удостоился вести за собой детей Вездесущего”».
Раби Элияу воскликнул: «Раби Шломке говорил, что каждый еврей и еврейка, обучающие других, удостаиваются того, что каждый день Всевышний говорит им: “счастливы вы, что занимаетесь священным служением!” А некоторым учителям и воспитателям Всевышний говорит это не один, а два раза в день!»
Кто же это?
Раби Элияу обратился ко мне и сказал: «Представь себе, как Герер-ребе входит в свой бейт-мидраш, полный сотнями аврехов, сидящих за учебой. И все глаза обращены к нему. Он проделывает путь между рядов стульев, пока не доходит до одного авреха. Тогда он обращается к нему и говорит: “У меня есть сын, и я хочу, чтобы ты стал его частным учителем”. Что это нам говорит об этом аврехе? Ведь бейт-мидраш наполнен сотнями аврехов, которые все ценнее золота. Если же среди всех ребе выбрал этого конкретного, видимо, он является кем-то особенным — львом в команде.
Этот аврех, естественно, не может отказать ребе — он принимает на себя эту роль. А теперь давай подумаем, как он отнесется к обязанности, которую возложил на него ребе? Несомненно, он подойдет к ней со страхом и трепетом. Весь целиком он будет сосредоточен на той задаче, что взял на себя, со всей нелегкой ответственностью. Он не будет поглядывать на часы и следить за денежной платой, а бросит все силы, способности и время ради успеха с сыном ребе».
Раби Элияу продолжил: «Представь себе, как некий духовный руководитель в народе Израиля — любой раввин общины или глава ешивы — обратился к одному из учеников и попросил обучать своего сына. Чего только не сделает выбранный человек, чтобы удовлетворить желание рава?
Каждый еврей, занимающийся образованием, — говорил раби Шломке, — будь то учитель в хедере или преподаватель в ешиве — когда он входит в класс, должен подумать: передо мной сидят тридцать учеников, их родители попросили меня воспитать их в духе Торы и заповедей. Кто же их отец? Не мой рав, не руководитель общины, а великий Учитель, великий Отец и Руководитель — Всевышний во всей своей славе! Творец мира доверил мне тридцать Своих детей и возложил на меня ответственность за них!»
Если бы каждый воспитатель и воспитательница, учитель и лектор подходили к своей работе с такими мыслями, они бы непременно совершали свое священное служение со всей серьезностью и ответственностью, уделяя все время и силы успеху учеников. Ни в коем случае нельзя им выделять одного из учащихся из-за его известной семьи. Ведь каждый без исключения ученик — это ребенок Творца, и Он возложил ответственность за его воспитание.
Такому учителю Всевышний дважды в день говорит «счастлив ты»: один раз — за то, что тот занимается обучением, а второй — за то, что удостоился вести за собой детей Вездесущего! (Кводам шель Исраэль)
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители