Темы: Недельная глава, Чтение для детей, Рассказы
«С полуистлевшей плотью» (12:12). В нашей недельной главе находится одна из самых трудных для понимания фраз. Когда Мирьям была поражена проказой, Аарон попросил Моше помолиться за нее: «Да не уподобится она тому мертвецу, что выходит из чрева матери с полуистлевшей плотью». Ведь прокаженный считается мертвым.
Каков смысл этих слов? Согласно Раши, он таков: «Мирьям — наша сестра, из одной утробы мы вышли, поэтому мы словно один человек. Если же один брат здоров, а второй болен, здоровый должен ощущать себя так, словно половина его плоти больна!»
Это один из необходимых атрибутов для обретения Торы: «Несущий бремя вместе с товарищем». Недостаточно лишь молиться за него или помогать ему. Нужно чувствовать его состояние, разделять с ним его страдание. Поэтому данное качество названо «несением бремени». Как выразился однажды Саба из Кельма: «Если бы извозчик тащил телегу вместе с лошадью, он не поднимал бы на нее кнута».
Лишь в такой форме молитва помогает. Вот почему молитва больного о самом себе слышна лучше, чем молитвы других о нем. Почему же мудрецы постановили нам: «У кого есть больной в доме, пусть пойдет к мудрецу, и тот попросит для него милосердия»? Дело в том, что у настоящего мудреца в сердце горит огонь любви к народу Израиля. Благодаря укорененному в нем качеству «несущий бремя с товарищем» он чувствует бедственное положение больного, и его несчастье затрагивает его. Поэтому и молитва такого мудреца слышна наверху. В книге «Маамар Мордехай» гаона раби Мордехая Хаима из Слоним написано: «По правде говоря, молитва хорошего друга способна подействовать не хуже, чем молитва праведника. Но где ж человеку взять такого хорошего друга?»
Рассказывают, как два знатока Торы навестили на праздник святого рава, автора «Эш Дат» из Озерова. В разговоре был упомянут один больной, находящийся в опасном состоянии. Гости сказали: «Нас тут трое, мы можем составить суд, который постановит, что больной должен выздороветь».
Праведник с серьезным видом ответил: «Верно, есть такое понятие. И я готов присоединиться к вам, но сначала должен вам рассказать, как именно действует такой суд. Прежде всего, трое судей принимают на себя приговор больного, ставя себя на его место. Тогда больному Свыше позволяют жить, а на Небесах проверяют заслуги этих троих. Велики шансы, что сумма их заслуг склонит ситуацию к добру, хотя это и не гарантировано. Если вы согласны, давайте сделаем это». И тогда те двое отказались от своего предложения (Майян а-Шавуа).
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь