В нашей недельной главе сказано: «И сказал Яаков Рахели, что он — брат отца ее» (Ваеце 29:12). Комментатор Раши объясняет, что слово «брат» служит синонимом слову «родственник», как в известном выражении «Все люди — братья».
Однако праотец Яаков неслучайно выбрал именно это слово. Наши мудрецы объясняют, что Рахель предупредила Яакова о том, что ее отец Лаван является обманщиком, и его сложно перехитрить. На что праотец ответил, что может считаться братом, то есть, коллегой Лавана в том, что касается искусства манипуляции. Ведь не так давно Яаков выкупил у нечестивца Эсава первородство и «обманным» путем получил у Ицхака благословения.
Мудрецы рассказывают, что Ривка была поражена. Она спросила Яакова, можно ли праведным людям поступать вышеописанным образом. На что праотец ответил положительно — в книге Теиллим написано: «С чистым ты чистосердечен, а криводушного поведешь извилистым путем» (Теиллим 18:27).
Пальма первенства в том, что касается хитрости принадлежит… нашему собственному дурному началу. В Талмуде сказано, что у дурного начала (йецер а-ра) есть семь имен. Раввин Яаков Галинский трактует это выражение следующим образом: раз у дурного желания есть семь имен, у него есть семь разных паспортов.
Представьте себе доброе начало, которое предлагает еврею долгосрочный вклад — хорошее поведение и исполнение заповедей Торы в обмен на вечную награду после 120-и лет жизни.
Этот вежливый советник по вкладам уходит, и в дверь тут же врывается дурное начало: «Меня зовут господин А. Делай то, что тебе хочется, и получи удовольствие прямо сейчас!» Человеку такое предложение кажется заманчивым, но на следующий день выясняется, что удовольствие от совершенного проступка куда-то улетучилось, а неприятное послевкусие осталось.
Дурное начало не отстает: «Меня зовут господин Б., я занимаюсь краткосрочными вкладами с огромной прибылью. Сделайте то-то и то-то, и получите награду уже сегодня!» Еврей подчиняется его посулам… но результат неутешителен.
Изо дня в день дурное начало атакует нас под разными именами, под разными личинами, разными способами. Но награда за грех была и остается кратковременной. Не пришло ли время принять предложение самого первого финансового специалиста — доброго начала?..
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский