Эмор
Отложить
Отложено
Нечасто бывает, чтобы недельная глава Торы изучалась в то время, о котором она говорит. Но в нашем случае это именно так: одна из мицвот, о которых говорит глава "Эмор", – это отсчёт дней по Омеру, период между праздниками Пейсах и Шавуот – время, в котором мы с вами находимся.
Рамбан говорит, что существует параллель между двумя половинами года -- полугодием Пейсаха и полугодием Рош Ашана. Праздник Шавуот играет по отношению к Пейсаху ту же роль, что и праздник Шмини Ацерет к Суккот. Именно поэтому Шавуот называется на языке наших мудрецов словом Ацерет. Период между Пейсахом и Шавуот, время отсчёта дней Омера, по Рамбану, имеет характер Холь Амоэд, праздничных дней, когда все силы Пейсаха действуют в полную свою силу. Именно с этим связан хасидский обычай есть в эти дни кусочек мацы во время субботних трапез.
"Маген Аврум" из Триска זצק''ל זי''ע говорит, что все эти дни проходят под знаком фразы: "Б-г (Э-ль) выводит их из Египта". Имя Э-ль выражает в этом мире Хесед Всевышнего. Святой Зоар говорит, что это "день, идущий со всеми другими днями", то есть вне зависимости от изменений, происходящих во времени, Хесед Творца неизменно сопровождает нас все эти дни, освящая их и помогая нам. Именно с Его помощью мы можем в очередной раз «выйти из Египта» -- очистить себя от всего египетского в нашей природе. В этом характер семи недель отсчёта дней по Омеру. Для чего это нам нужно знать? Для того, чтобы действительно выйти из своего Египта! Это благоприятное время, когда Свыше нам оказывается особая помощь для того, чтобы сделать тшуву. Каждый из нас должен принять конкретные решения, как продвинуться в своем служении Творцу: улучшить изучение Торы, молитву, соблюдение практических заповедей, усилиться в вере, как исправить дурные привычки, вкусы и черты характера. Всё это поможет нам стать ближе к Б-гу и подняться к вершине Дарования Торы в праздник Шавуот.
Семь недель счёта Омера связаны с "аводат амидот"-- работой над своими качествами. Всё разнообразие черт человеческого характера в целом сводится к семи силам, каждой из которой посвящена неделя.
Хесед – свойство любви. Мы должны научиться любить Всевышнего, Его Тору и заповеди, наслаждаться каждой возможностью исполнить Его Желание.
Гвура – сила страха. Работая над этим качеством, мы учимся бояться нарушить Его Волю, стремимся максимально отдалиться от запретного, избегать любой, даже минимальной, возможности сделать что-то нечистое.
Тиферет – восхищение. Это работа над приоритетами в жизни. К чему мы стремимся, чего действительно хотим от жизни, что нам интересно и вызывает у нас восхищение: праведность, мудрость, благородство, честность, самопожертвование -- или деньги, еда, вещи, изощрённые электронные игрушки и тому подобное? Это возможность проверить себя: о чём мы беспокоимся больше всего, чем мы живём.
Нецах -- в каждом из нас есть стремление преодолеть трудности и победить. Весь вопрос только в том, на что эта сила направлена. Будем ли мы стремиться подавить реальных и мнимых конкурентов для того, чтобы возвысить и выставить наружу своё собственное "я", или направим силы на преодоление самого себя, своих слабостей и недостатков. Махнём ли на себя рукой: "меня уже не изменишь", или проявим упрямство и принципиальность до конца.
Од (הוד) – это свойство благодарности. Мы учимся быть благодарными Б-гу за все наши успехи и достояния в жизни и не считать это само собой разумеющимся, тем, что «положено нам по праву». То есть мы учимся смотреть правде в глаза.
Есод и Малхут не являются отдельными силами, так что нам необходимо исправить только пять основных качеств. Есод – это сила, объединяющая и направляющая остальные силы и свойства. Нам нужно научиться направлять их все в сторону Малхут, на то, чтобы короновать Творца Царём над всей нашей жизнью.
Каждый из семи дней недели также посвящен работе над одним из семи качеств. "Меор Эйнаим" говорит, что так, изо дня в день, работал над собой великий Магид из Межерич זצק''ל זי''ע. Таким образом, в дни счёта по Омеру происходит соединение качества дня с качеством недели. Качество недели выступает как внешняя форма, а свойство дня -- как внутреннее её содержание. Например, Хесед через Гвуру. Это время научиться вести себя по необходимости так, чтобы быть внешне строгим и требовательным, и таким способом достигать своей настоящей цели – хеседа, добиваться добра и блага для других. Видите, работы много, есть что делать, так что за работу, евреи!
"Бык, или овца, или коза, когда родятся, будут семь дней под матерью своей, а с восьмого дня и дальше будут угодны для жертвы огнепалимой Г-споду". Есть в Торе ещё одна мицва, в которой виден тот же принцип. Это обрезание. Его делают тоже именно на восьмой день жизни ребёнка. "Таз" в Шулхан Арухе в законах обрезания приводит Зоар, который объясняет этот принцип. Это похоже на Царя, который объявил, что каждый, желающий попасть на приём к Нему, должен сначала пройти аудиенцию у Царицы. Так еврей прежде чем вступить в союз со Всевышним, соединиться с Ним, должен быть принят святой Царицей Субботой. То же относится и к жертвенному животному. В этом принципе одно из объяснений обычая делать особую трапезу в субботнюю ночь в первый Шабат жизни ребёнка – "Шулем зухер".
Из рассказов о правдниках
25 Нисана юрцайт рабби Хаима из Цанз, автора "Диврей Хаим" זצק''ל זי''ע. Его гениальность в Торе общеизвестна, он автор сборника алахических ответов "Диврей Хаим", который и сегодня является важным источником для установления Закона. Его выдающаяся праведность и сила его молитвы также широко известны, об этом сохранилось множество историй. Есть свидетельство, которое бережно передаётся из поколения в поколение о том, как однажды посетитель услышал через закрытую дверь в комнату Ребе, как он произносит браху "Ашер яцар" со страстью, сравнимой с молитвой "Натан тойкеф" в Рош Ашана. Цанзер Рув был также одним из лидеров своего поколения, и его отношение к различным общественным проблемам не потеряло актуальности и в наши дни. Не менее гениальным он был и в помощи людям. Каждый день он ел завтрак вместе с нищими и голодными, которых пускали к нему домой в определённый час. Ребе часто опаздывал с молитвы к столу, а нищие никогда, поэтому, когда он приходил, на столе не редко ничего не оставалось. Все знали, что заслужить у Ребе благосклонность можно одним проверенным способом: пожертвовать хлеб на этот завтрак. Хотя жил он очень небогато, но среди множества посетителей каждый день всегда были те, кто просил помощи на различные нужды. Кроме того, он взял на себя заботу обо всех неимущих в своём городе. С этой целью он обращался к состоятельным людям, одалживая у них суммы, и нередко, не имея возможности расплатиться, оставлял свои личные вещи в залог. Однажды в канун Суккот, после полудня, после того ,что все бедняки Цанза были уже обеспечены всем необходимым к празнику, он вернулся к одному местному богачу. "Ребе, вы опять за деньгами, но зачем на этот раз, ведь с вашей помощью у всех всё есть к празднику?" – спросил тот. "Ты знаешь, я подумал, что скоро зима и не у всех есть средства на дрова. А это может омрачить праздник, поэтому надо добавить им ещё", - ответил Ребе.
Однажды на прием пришёл еврей, который пожаловался на голод и холод, "Диврей Хаим", посмотрел на него и сказал сыну, который был тут же: "Сними свои сапоги и дай ему". "Но, папа, как же я буду без сапог, неудобно, люди смотрят". "Снимай, у вас один размер, - сказал отец, - ты мой сын и тебя обязательно кто-то пожалеет, а его, кроме меня, никто не пожалеет".
Однажды к рабби Хаиму пришла вдова, которая жаловалась на нужду. Спросил Ребе, в чём её парнаса, и женщина ответила, что с продажи яблок, но их покупают очень плохо. Тогда Ребе сказал, что будет продавать её яблоки сам. Он взял ведро яблок и первый раз в жизни пошёл на базар продавать. Скоро слух о том, что Ребе даёт яблоки, разнесся повсюду, и люди выстроились в очередь, чтобы получить яблоко с брахой цадика. За каждое яблоко платили деньги, так что, раздав несколько вёдер, рабби Хаим обеспечил будущее вдовы надолго.
Доброй Субботы, а гит Шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава, хасидские истории