Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל, זי''ע говорит, что не случайно еврейский календарь устроен так, что в Шабат после Девятого Ава мы читаем Десять Заповедей. С приходом Мошиаха произойдёт раскрытие духовности во всём мире, все мы поднимемся на невиданные высоты мудрости и святости, в Торе будет открыто столько, недоступного сегодня, что людям покажется, что они получили Тору совершенно новую. Это имеет в виду пророк Ищайа, когда говорит, что от Всевышнего выйдет новая Тора. Эта суббота, Шабат Нахаму, Шабат утешения после трагедий галута, поэтому именно в эту субботу читают Десять Заповедей, начинают всё сначала, по- новому.
В тексте Торы Десять Заповедей приводятся дважды: в Книге Шмот, в главе Итро, и в нашей недельной главе. Между этими двумя текстами есть целый ряд отличий. В чём их закономерность? Комментатор "Кли Якар" говорит, что, как известно, вначале Всевышний предлагал Тору народам мира и лишь затем предложил её нам. Десять Заповедей в Книге Шмот соответствуют Торе в той форме, в которой она была предложена народам, Десять Заповедей в нашей главе – это Тора для нас. Поэтому в главе Итро сказано: "Помни день субботний", а у нас "соблюдай" – нееврей по Закону не имеет права соблюдать Субботу. Только к евреям, которые приняли на себя службу Всевышнему, Его Тору, применима мицва "соблюдай". Книга Шмот говорит, что заповедь Субботы призвана напоминать о Сотворении Мира, а наша глава сообщает, что для нас это память о рабстве и Исходе из Египта. Народы мира не были рабами в Египте, это применимо только к нам. Все остальные различия тоже становятся понятными с помощью этого ключа.
"Шма Исраэль" – "Слушай Израиль" – основа основ веры евреев. Нам заповедано говорить "Шма" дважды в день. Мишна в «Брахот» определяет первый отрывок "Шма", как "каболас ол Малхус шамаим" - принятие на себя Власти Небес. Мы провозглашаем, что мы солдаты Всевышнего, посланные Им в этот мир, чтобы выполнять Его законы, служить Ему, претворять поставленные Им задачи. И это означает, что, принимая то или иное решение в жизни, большое или малое, делая какой-либо выбор, мы не должны стремиться к тому, что нравится, хочется, кажется, а каждый раз спрашивать себя, чего Всевышний от меня в этой ситуации хочет, будет ли Он моим выбором доволен. Это совершенно другой выбор и другая жизнь -- жизнь с Б-гом и по воле Б-га! "И возлюби Г-спода Б-га твоего всем сердцем…" – недостаточно, просто выполнять волю Всевышнего, Тора заповедует Его любить. Почему? Успех в любом деле зависит от того, насколько человек свое занятие любит. Выполняя задание с любовью, человек не ограничивается тем, что должен, а стремится найти возможности сделать больше и лучше, само занятие любимым делом доставляет ему удовольствие и другой награды ему не нужно. Всё это полностью применимо к службе Всевышнему. Любовь к Б-гу – это сила позволяющая нам расти и развиваться духовно, стремиться делать ещё и ещё, ставить перед собой новые цели и достигать их. Любовь к Б-гу – это секрет счастья, источник настоящего, неисчерпаемого удовольствия. Без всякого преувеличения можно сказать, что праведник – это счастливый человек, занятый любимым делом, которое наполняет все его дни радостью. «Ор Ахаим» задаёт трудный вопрос. "И возлюби…" – как можно приказать любить, ведь это не какое-то конкретное действие, это внутреннее ощущение, над которым человек не властен? И действительно, что делать тому, у кого этой любви нет? Ответ на этот вопрос, говорит "Ор Ахаим",мы находим в самом тексте: " … и да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоём". Мицва любить Б-га заключается в том, чтобы говорить и думать о вопросах веры и повторять это в разной форме из раза в раз, "возложить эти слова на сердце". Со временем эти слова проникнут в сердце, и человек поменяется, почувствует любовь и тягу к духовности и святости. Книга Тания доказывает, что эта любовь, любовь к Б-гу, уже присутствует в нас, скрыта глубоко в нашем сердце. Вдумываясь в величие Творца, осознав как прекрасен мир, в который Он нас поместил, в те милости и чудеса, которые Он для нас сделал, мы пробуждаем в себе эти силы, наш скрытый потенциал. Дай нам Б-г действительно полюбить Всевышнего всем сердцем и всей душой!
Из рассказов о праведниках
5 Ава юрцайт святого Арье, Рабби Ицхака Лурье Ашкенази זצק''ל, זי''ע. Имя Аризаля вызывает трепет и восхищение у всех евреев -- и простых, и больших мудрецов. Просто поразительно, чего он сумел достичь! Но секрет его успеха, о котором он говорил, доступен каждому. В этом мы все можем ему подражать. Аризаль говорил, что достиг всего в заслугу радости мицвы, которая у него была. А это доступно каждому из нас.
Однажды, когда рабби Исруэль из Рижина זצק''ל , זי''ע отправился в дальнюю поездку, он взял с собой своего малолетнего сына. В дороге они встретили Аптер Ребе, рабби Аврума Иеошиа Эшеля, автора "Оэв Исруэль" זצק''ל, זי''ע и устроили совместную трапезу в честь Рош Хойдеш. Во время трапезы каждый из цадиким велел поставить на стол определённое количество бутылок вина -- каждый согласно своим кабалистическим каванот. Потом они решили дать мальчику сказать тост. Он сказал: "Лехаим, дай Б-г, чтобы у всех евреев всё было". Спросили его: "Почему это так важно?" Мальчик ответил, что это нужно для того, чтобы Мошиах уже наконец пришёл. И объяснил, что обычно о Мошиахе вспоминают тогда, когда плохо. Не хватает парнасы – ой, когда придёт уже Мошиах, одолевают болезни – вспоминают о нём. Но на самом деле евреям нужен не Мошиах, а деньги и здоровье. Нужно, чтобы у всех евреев всё было хорошо, тогда они действительно будут просить о Мошиахе ради него самого.
Агит шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава