Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Мы начинаем третью книгу Торы, Ваикра. Основная её тема – это жертвоприношения и внутренняя чистота. Когда-то во времена наших мудрецов еврейский ребёнок начинал изучать Хумаш именно с Ваикра, "пусть придут чистые и будут учить чистое". В чём смысл жертвоприношений, почему Всевышний заповедовал нам приносить Ему в жертву животных? Рамбам в книге "Море Невухим" объясняет это так. Подобно тому, как существуют болезни тела, так же есть и болезни души: неправильные верования и дурные свойства характера. Болезнь исправляет её противоположность. Народы мира, среди которых жили евреи, поклонялись животным. Египтяне поклонялись овцам, а жители Междуречья касдим козлам, с помощью которых они общались с шейдим. Жители Индии и сегодня, пишет Рамбам, никогда не зарежут корову. Поэтому Тора приказывает нам именно этих трёх животных приносить в жертву, чтобы именно то действие, которое народы мира считают святотатством, было для нас заповеданным, и с его помощью мы получали искупление. Так болезнь лечится своей противоположностью. Рамбан спорит с этим, и говорит, что не может быть, чтобы Всевышний заповедовал приносить на жертвенник вещи мерзкие и презренные только для того, чтобы переубедить злодеев и глупцов. Кроме того, мы видим из Мидрашей, что первые жертвы начали приносить задолго до того, как появилось в мире идолопоклонство. Первую жертву принёс уже Адам. И Ноах, выйдя из Ковчега, тоже принёс Всевышнему жертву. Поэтому, безусловно, смысл жертвоприношений гораздо более глубокий. В них есть тайна соединения мира с его Источником. Весь наш мир представляет собой единый комплекс, где всё связанно со всем, и все части целого взаимно влияют друг на друга и дополняют друг друга. Природа жертвы выражена в самом названии. "Корбан" – жертва, происходит от корня слова "Лекарев" – приближать. Поднимая, приближая избранного представителя мира к его Источнику, а в жертве присутствовали все компаненты мира: неживая природа "домем" в виде соли, растительный мир в виде хлебной и винной жертвы, животный мир в виде жертвенного животного, человек – через кавану, чтобы жертва представляла его и была его заменой, ты поднимаешь и приближаешь к Творцу весь мир. Говоря о жертвах Тора нигде не использует слово "Эло-ким", а только Четырёхбуквенное Имя, которое выражает Его, как Того, Кто над сотворённым миром, является его Источником и Корнем. Когда с помощью жертвы мир и человек приближается к Творцу, это даёт человеку обновление и очищение от дурного прошлого, спускает в мир добро и благословение. Поэтому жертвы искупали и приносили благословение и мир. К сожалению, всего этого у нас сегодня нет. Но пророк научил нас: "и мы восполним быков нашими устами". Поэтому наши молитвы: Шахарит вместо постоянной утренней жертвы, Минха вместо постоянной жертвы в сумерках, Аравит вместо возжигания частей дневных жертв на жертвеннике ночью – это наша жертва, наша служба. Она зависит только от нас.
По Закону еврей не имеет право приносить Всевышнему жертву где-либо кроме Храмовой горы. Но нееврей может. Более того, если они попросят нас помочь им в этом, у нас есть мицва им помочь. Например Алабаме на Капитолии или Путину на Красной площади.
Мы вступили в месяц Нисан. В Талмуде есть спор когда создан мир. По рабби Элиезеру в Тишрей, по рабби Иеошуа в Нисане. Безусловно, такие споры не являются спором обычным, "и то и другое слова Б-га живого". Речь идёт о двух началах мира: Суд – Тишрей и Хесед, Милосердие – Нисан. Наши мудрецы спорят, какое из них первично. По обоим мнениям свою конечную форму наш мир принял именно в Нисане во время Песаха. Всевышний показал Себя как любящий нас Отец, который не стал дожидаться усилий с нашей стороны, а Сам освободил, поднял и обновил нас. С тех пор Он представляет Себя как Тот, Кто вывел нас из Египта, это Его визитная карточка. Дай Б-г и нам обновиться в этот месяц и начать жизнь новую, свежую и чистую!
В книге "Аводас Исруэл" святого Магида из Кожниц приводится, что Рош ходеш Нисан это Рош Ашана для царей. В этот день меняются ангелы покровители народов мира, Святой Баал Шем Тов мог влиять на эти назначения, на то, кто будет покровителем какого народа в этом году.
Четвёртого Нисана юрцайт рабби Йоханана из Рахмистривки זצק''ל זי''ע . Восьмой младший сын Магида из Чернобыля זצק''ל זי''ע. Городок Рахмистривка, который находится возле города Смилы, Черкасской области Украины был построен ради него. Был некий землевладелец по фамилии Рахмистров, владения котрого страдали от малонаселённости. Он решил оживить экономику своих земель, для чего пригласить на жительство евреев. Но как это сделать? Приближённый к нему "свой жид Мошка", который есть у каждого начальника, посоветовал ему построить поселение и пригласить туда жить цадика. Так это место станет столицей края и всё оживёт. Так был построен город, названный в честь хозяина Рахмистровка или по украински Рахмистривка, куда пригласили поселиться рабби Йоханана и построили ему дом, двор и бейс амидраш. Расчёт оправдался, в считанные годы город стал хасидской столицей, где только евреев жило несколько тысяч. Был Ребе десятков тысяч евреев, множество общин разных городов подписали ему "ктав мегидут", прося его взять их под своё покровительство и, обязываясь все назначения в общине: раввин, шойхет, хазан, меламед, делать только с согласия Ребе. Принимал каждый день множество людей с их бедами, проблемами и вопросами. Каждый день, отправляясь на молитву, шёл сам или посылал кого-то из домашних на балкон посмотреть не едет ли кто-либо в город. Каждый, кто ехал в Рахмистривку, ехал к Ребе с бедой или просьбой. Нехорошо заставлять их ждать, а помолиться можно и позже. Каждый год заканчивал весь Талмуд и все четыре части Шулхан Аруха. Благословляя еврея, любил желать ему: "Будь графом". И объяснял, что "граф" – это начальные буквы слов "гезынт", "рейх", "фрейлах" – здоровье, богатство, радость. Всего этого и вам желаю, давайте будем графами!
Доброй субботы, агит Шабос
Яков Доктор
Теги не заданы