Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Небеса ведут человека по пути, по которому он хочет идти сам»Вавилонский Талмуд, Макот 10 б

Шмини

Отложить Отложено

«И отсчитайте вам со следующего дня после Шабата, со дня принесения вами Омера…". Тора заповедует нам принести на Пейсах особую хлебную жертву — Омер. Накануне праздника посланцы Сангедрина спускались к полю возле Иерусалима, где вырос новый урожай ячменя. Они связывали ещё растущие колосья в снопы, отделяли этот участок от остального поля особыми знаками и уходили. В ночь на 16 Нисана на исходе первого праздника Пасхальной недели при большом скоплении народа происходила церемония срезания этих колосьев. После этого на территории Бейт Амикдаша зёрна мололи в муку, её просеивали на 13 различных ситах, после чего выпекали хлеб Омер, который приносили в жертву. Это жертва разрешала в употребление новый урожай зерновых, и с этого дня рынки Иерусалима начинали наполняться свежей мукой. Тора заповедует нам, начиная с 16 нисана, со дня приношения Омера, считать дни и недели до праздника Шавуот. Это называется мицвой Счёта дней Омера, которую мы выполняем и сегодня. Во времена Второго Храма появилась секта, которая стала утверждать, что Омер нужно приносить и соответственно считать дни, просто в обычный йом ришон, следующий день после Шабата в буквальном смысле, “как и написано”. В своё время эта секта внесла немалую путаницу в еврейский народ.

На самом деле, необходимо понять, почему первый праздничный день Пейсаха Тора называет здесь субботой? Святость Шабата и Йом Тов, праздника, приходит в наш мир по разному. Шабат — это дар свыше, который приходит независимо от нашего участия. Все наши действия до этого дня и в сам Шабат направлены только на то, чтобы принять на себя эту святость, Б-жественную силу, наша роль — это Кабалат Шабат. Чем лучше мы подготовимся, тем больше и глубже эта святость в нас войдёт и тем более сильный след в нас оставит. Поэтому в молитве мы благословляем Всевышнего “освящающий Шабат”, вся святость этого дня приходит только от Него, без нашего участия. Святость каждого Йом Това приходит по-другому. Она как бы делится “на порции”, и каждой мицвой и молитвой праздничного дня мы спускаем в мир её частицу, так, что к концу дня весь заряд в совокупности приходит к нам. Поэтому есть “Кабалат Шабат”, но нет понятия “Кабалат Йом Тов”. Наоборот, мы благословляем в праздник “Освящающий Израиль и времена”, потому что именно мы имеем силы освящать время в праздничный день. Первый Йом Тов Пейсаха — это исключение из правил. Евреи в Египте находились на такой ступени падения, что ожидать от них какого-то движения навстречу к Б-гу было невозможно. Поэтому Всевышний Сам открылся в тьме Египта и поднял их высоко наверх, так, что евреи сразу оказались на высокой духовной ступени. Это повторяется каждый год на Пейсах.

Ступень, на которой человек находится должна ему соответствовать, должна быть его уровнем. Поэтому настоящим приобретением человека является только то, что заработано его трудом. Сразу после Исхода все высоты у евреев были забраны, и они постепенно, шаг за шагом начали подниматься своими силами, чтобы за 49 дней достичь ступени, на которой они уже были, удостоиться Откровения на горе Синай. В этом смысл мицвы счёта дней Омера, в которой мы находимся в эти дни. По этой схеме происходит и тшува каждого человека. Вначале необходимо показать человеку вершину: мудрость, красоту и глубину. И делать это нужно до тех пор, пока он действительно не поймёт. После этого необходим тяжёлый и кропотливый труд, чтобы понемногу, шаг за шагом изменять себя и самому подниматься наверх.

В молодости рабби Менахем Нухем из Чернобыля, автор “Меор Эйнаим” זצק"ל, זי"ע был учеником святого Баал Шем Това. Однажды он увидел, что Бешт собирается в дорогу, и очень ему захотелось поехать с ним, увидеть что-то интересное и поучительное. Возница Алексей уже заканчивал последние приготовления к поездке, а рабби Менахем Нухем всё крутился возле телеги и не знал, что ему придумать. Увидел это Баал Шем Тов и говорит: “Аврех, если ты назовёшь мне разницу между Тикуном Леи и Тикуном Рахель, я возьму тебя с собой”. Сказал ему рабби Менахем Нухем: “То, что Лея сумела добиться своими слезами, Рахель достигла своей радостью”. Понравилось это Бешту, и он взял его в свою телегу.

Агит Шабос

Яков Доктор

Теги не заданы