Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Начнем с загадки. Когда мы произносим полное благословение на часть заповеди?
Можете ответить сами, можете посоветоваться со старшими товарищами, позвонить вечером своему раввину, он обрадуется, можете сесть со своей женой (или мужем) и прикинуть, какие тут могут быть ответы. Всё годится. А я перехожу к статье.
Вернее, все же не к статье, а к другой задаче, или к вопросу, в котором должен разбираться любой мудрец Торы и вы в том числе, если ее учите. Смотрите, вопрос такой. В одной ешиве забыли после субботы выключить плату, на которую ставят кастрюлю с чолнтом к утренней трапезе. Плата стояла в особом помещении, где хранились разного рода предметы, главным образом кухонные и столовые. Так эта включенная плата и простояла до йом-хамиши (в русском просторечье – до четверга). Зашел в то помещение один аврех (это не фамилия, иначе бы я написал ее с большой буквы, есть люди с такой фамилией, я с одним близко знаком, очень уважаемый человек), он что-то там искал, взял какую-то одежду, которая там лежала, положил ее на плату, нашел, что искал, и ушел. Одежда подгорела. Кто за нее обязан заплатить? Тот, кто забыл выключить плату? Или тот, кто на плату ее положил? Или, может, оба, так сказать в складчину?
Ситуация, по-моему, вполне реальная, не притянутая за уши с целью показать на ней работу законов Талмуда. Вот и решите эту задачу. Итого у нас два задания: одна загадка и одна задача.
А теперь сама заметка, из-за которой я все это затеял. Чтобы решать предложенные выше задачи, надо быть мудрецом Торы. Мудрец Торы – тот, кто ее учит: Танах (куда входит Хумаш-Тора), Талмуд (куда входит Мишна) и законы (куда входит вообще всё). В еврейской среде мудрецы Торы занимают самое почетное место. В них два начала: (1) они обладают знанием и (2) они являются праведниками. Если одного из этих двух моментов не хватает, они не мудрецы Торы, а в лучшем случае просто умные люди или просто добрые люди. В свете этой их двойственной природы – и знающие, и праведники – не совсем понятно: как могли неуважительно относиться друг к другу ученики раби Акивы, одного из самых умных и знающих людей нашего народа во все времена? Откуда взялось такое высокое звание, если они друг к другу относились без почтения? Ведь именно раби Акива, их учитель и воспитатель, сформулировал самое главное правило иудаизма: вся Тора держится на центральной заповеди "люби своего ближнего (любого другого еврея), как любишь самого себя".
Теперь нам говорят, что его ученики не относились с уважением друг к другу?! Как-то не верится. Передают, что знание Торы в их поколении было высочайшим за всю историю. Почему они не проявили минимального уровня праведности, чтобы привести с собой Машиаха, спасителя еврейского народа? Машиах был готов прийти, но они проявили взаимную непочтительность – и вместо прихода Машиаха на наш народ обрушилась страшная беда: все 12 тысяч гениальных учеников раби Акивы умерли от страшной болезни в самый короткий срок – от Пэсаха до праздника Шавуот.
Давайте я сразу проясню ситуацию, не делая нового, уже третьего вопроса: почему их постигла смерть?
Поясняю. Я захожу в ешиву или колель, там учатся нормальные люди. Они друг другу друзья и товарищи, атмосфера стоит самая дружеская, любо-дорого смотреть. Вот разговаривают два друга, у них несколько минут перерыва в учебе. Они беседуют, даже смеются, один похлопывает другого по плечу. Сразу видно, что друзья-не-разлей-вода. И тут входит учитель, раввин этого заведения. Они сразу становятся серьезными, почтительно с ним здороваются, он задает им вопросы, или они задают ему вопросы, от отвечает. Беседа идет в серьезном тоне, хотя возможна и шутка, не выходящая за рамки допустимого, то есть никакой игривости: учитель общается с учениками.
А теперь скажите мне, можно ли себе представить, что войдет раввин и хлопнет ученика по плечу, или наоборот? И все начнут хохотать, вспоминая, как прошла неделя, делясь впечатлениями не совсем ешивного характера. Даже страшно о таком подумать. Неужели ученик присядет на стол, беседуя с раввином, позволит себе необязательную шутку? Скорее всего, такой странной картины не произойдет.
А теперь читаем у раби Меира Хадаша, зацаль, в его статье: понятно, что ученики раби Акивы очень дружески и тепло относились каждый к каждому. Не было между ними ссор или натянутых отношений. Но почтение, которое они оказывали один другому, было из того рода, который называется: "Пусть честь твоего друга будет для тебя такой же, как твоя собственная честь". Согласитесь, это очень высокий уровень. Нечто созвучное тому, о чем сказано в Торе: "Люби ближнего, как себя". Да, они могли похлопать друга по плечу, они были товарищами. Но этого было недостаточно. Им следовало выстроить взаимные отношения совсем по другой схеме, а именно: "Пусть честь твоего друга будет для тебя, как честь твоего рава". Помните, как наши два ученика колеля стали вести себя, когда появился их учитель? Сразу подобрались, посерьезнели, выпрямились. Вот так и мудрецу Торы надо вести себя, когда появляется другой мудрец Торы, даже если он его одногодка и товарищ по учебе. Требование "Честь друга равна чести твоего рава" была впервые высказана раби Элазаром бен Шамуа, одним из тех учеников раби Акивы, которых не затронула страшная эпидемия, убившая 12 тысяч других учеников. Раби Элазар бен Шамуа знал, о чем говорит. Он был свидетелем и даже участником тех событий, которые произошли в среде одного из самых великих по своим знаниям поколения. Он был моложе других, сумел перестроиться на новые отношения – более высокого порядка, которые царили в ешивах его учителя и наставника.
Итак, когда я вхожу, мои друзья, встречая меня, не встают с места, а так и продолжают сидеть, развалившись на стульях, – я сам так перед ними сижу. Мы, что называется, равны по статусу. Но я ни я за что не сяду в расслабленной позе перед своим равом – и он тоже не ведет себя по-простецки со мной, у нас совсем другие отношения. Такими они должны быть между мудрецами Торы.
На этом моя заметка заканчивается.
А теперь, дорогие мудрецы Торы, ответ на задачу о плате, которую забыли выключить после субботы. Горячая плата не движется, они терпеливо ждет свою жертву, она, в рамках классификации Талмуда, является "ямой", которую Тора запрещает оставлять открытой. Плату надо было выключить, яму нужно закрыть. Кто не закрыл, тот за нее отвечает. Но есть тонкость: не закрывший (не выключивший) отвечает только за ущерб, причиненный платой-ямой предмету, который сам к ней пришел, например – быку или ослу, но не тем предметам, которые тот бык или осел принесли на себе и которые после падения быка переколотились. Поэтому тот, кто забыл плату выключить, за обгоревшую чужую одежду не платит.
А что по поводу того, кто эту одежду на плату положил? С ним тоже все ясно: он не знал, что плата, которая обычно лежит тут все неделю в выключенном виде, на сей раз включена. Считается, что он оказался в ситуации непредвиденного обстоятельства, которое нельзя было предусмотреть (онэс). Причем это обстоятельство близко к статусу украденной вещи. Если, например, у него украли чужую вещь – он свободен от платы в случае, когда охранял ее достаточно надежно, но от вора не упас. Вор оказался изощренней сторожа.
Вот и всё на сегодня.
Хотя если честно, давайте не будем дожидаться следующей недели, чтобы узнать ответ на первую загадку.
Смотрите, есть заповедь отсчитывать "дни омера". Считается (есть такое мнение), что счет омера, который мы ведем все дни от Пэсаха до праздника Шавуот, – это одна заповедь. И в принципе можно было бы сказать браху в самом начале, а потом произносить только порядковый номер омера. Тем не менее, мы каждый раз заново произносим всю браху. А значит, каждый раз после общей брахи (она – общая на все дни) мы выполняем только часть заповеди, поскольку называем лишь сегодняшний омер. Это и является ответом на загадку.
ПС. Загадки и вопросы задавать? У меня их много. Больше, чем ответов.))
Теги: Талмуд, Мудрецы, Хидуш, Мусар, Недельный раздел Торы, Этика