Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Изучил недельный раздел в поисках, чтобы такое написать для Толдот, чтобы и мусар был (т.е. чтобы был выход на вопросы еврейской морали) и на соответствующий стих сослаться. В конце концов нашел! Потому что вспомнил об одном постановлении рава Элияшива, зацаль, которое как раз в тему.
Пример такой. На остановке автобуса, который идет в Бейтар-Илит, стоят несколько молодых людей и ждут последний транспорт, потому что через пару часов начнется суббота. Несколько переполненных автобусов прошли, не останавливаясь. На этот раз они решили автобусы не пропускать. Встали прямо на шоссе и принялись махать руками. Последний автобус подъехал, началась перебранка с водителем. Тот отказался открывать им двери. Люди внутри занервничали: они боялись опоздать. Кто-то в салоне начал призывать водителя открыть двери и прекратить издевательство. Другие его поддержали, а некоторые зашипели, что не надо устраивать скандал: мол, трогайся уже.
Вопрос. Вернее, три вопроса. Правильно ли вели себя молодые люди на дороге? Какой должна быть реакция пассажиров в автобусе? Верно ли поступил водитель, не дав молодежи войти? (Допустим, он так и не дал им войти. Если честно, я не помню, чем там закончилось. Да и была ли такая история, тоже не могу сказать.)
От себя задам еще один вопрос: на чьей стороне вы – на стороне тех, что на дороге, или на стороне того, кто за рулем?
Давайте я вам сразу приведу постановление мудреца (ידיעון הלכה ולמעשה מס' 7), а вы найдите в нем место для своего мнения. "Случается, что люди ждут автобус на остановке, и когда он приходит, в нем нет места для добавочных пассажиров, потому что он переполнен. Участились случаи, что некоторые люди мешают такому автобусу отъехать, требуя, чтобы водитель связался со своей компанией и попросил прислать добавочный автобус. И это неправильное поведение, потому что те пассажиры, которые уже внутри, не виноваты в том, что нет мест, и они не должны быть наказаны тем, что их задерживают".
Написано в нашем недельном разделе (Ваикра 22:32: "Не оскверняйте Имя моей святости", т.е. не позорьте Меня перед людьми, не делайте ничего, что может привести людей к безверию или к отрицанию основ иудаизма (это я от себя прибавил, дабы разъяснить). У Рамбама еще резче: "Это то, что называется хилуль Ашем: чем более уважаем и известен человек Торы, тем осмотрительнее он должен быть, чтобы не подтолкнуть других к неправильному поведению, ибо если он ошибся, пусть незначительно и не нарушив ни одного запрета, все же другие повторят за ним и скажут, что так поступать можно". Мной чуть прояснены слова, но суть осталась той же (יסודי התורה, פרק ה, הלכה יא).
Какой должна (желательно) реакция пассажиров?
Мысль: "Какое безобразие! Какая наглость! Они опаздывают, а мы должны страдать?" – не проходит. Это нехорошая мысль. Гоните ее прочь. В ней нет сострадания и участия. Нельзя осуждать этих молодых людей, не встав на их место. Смотрите, что будет, если это наши дети? или братья? или папа с мамой? Согласитесь, картина рисуется совсем в другом свете. Это не значит, что надо срочно надавить на шофера, чтобы открыл двери. А что надо делать? Извините, но не мне за вас решать.
Какой должна реакция водителя? (Ответ: а он вообще араб, – является уклонением от ответа.) Водитель прав, потому что иначе он нарушит закон. Ну не закон, а запрет, в результате чего его оштрафуют или вообще уволят. С другой стороны, вот он, еврей с бородой, ведет автобус, а вот на остановке стоят два его близких друга и мест, как всегда, нет – он их впустит?
Предлагаю компромисс по водителю: он их не впустит. Потому что нельзя! Но как не впустит – не включив в своем сердцем сожаление? или включив? В этом весь вопрос Гамлета.
Теги: Мусар, Закон, Недельный раздел Торы, Этика