Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2

«Не думай о евреях свысока»

Отложить Отложено

Идет пасхальная неделя. В вашем доме ни крошки хамеца. Даже лекарства стоят на полке лишь те, в чем хамеца нет ни духом, ни намеком. Чистый дом!

А ведь к вам не придет полиция нравов, никто не станет проверять вас, насколько аккуратно выполняются вами законы Торы. Всю неделю до праздника (а если честно, даже больше недели) вы терли и убирали, вычищали, перетряхивали, обновляли и делали кучу других работ по дому – чтобы он сиял как стеклышко!

Такой народ достоин уважения и гордости! Помощи Всевышнего он точно заслуживает. Согласны?

Кстати, вот и вопрос. Можно ли заподозрить еврея Торы в несоблюдении? Понятно, что бывают такие, что притворяются праведниками, а у самих под ковром набито хлебных сухарей под завязку. Наверное, бывают такие. Но я не слышал. И вы не слышали. Зачем притворяться, если за нарушение гром с небес не грянет. Вот и не будем подозревать того, кто говорит, что он всё соблюл и исполнил. Он явно праведный еврей. И даже если мы вдруг по старой советской привычке что-то заподозрим, нам всегда поможет великое умение судить о других с хорошей стороны, лекаф-зхут.

Читал в газете ("הודיע" במדור "כף זכות") письмо читателя. Как его пригласили на чествование одного юбиляра, старого знакомого его семьи, и он там должен был прочесть короткую и пламенную речь в его честь. Долго готовился, исписал кучу листов, наконец отобрал нужный вариант, отрепетировал выступление перед зеркалом, жену привлек к оценке, та на третьем просмотре сказала, что годится, – и прибыл на праздник.

Очень волновался, боялся, что в нужный момент потеряет голос. Но когда дали ему слово, пошло очень неплохо. Всего-то надо было продержаться пять минут. Даже во вкус вошел, голосом окреп и принялся, как заправский оратор, немного жестикулировать.

Вдруг видит, что виновник торжества его не слушает! Начал говорить с кем-то по телефону. Другого времени не нашел. Ему, скорее всего позвонили, и, возможно, важный звонок, – но не в момент же его выступления! Скажи, чтобы перезвонили позже. Нет, виновник праздника сидит себе, улыбается, с кем-то обменивается репликами, на него ноль внимания.

И герой рассказа так расстроился, что скомкал окончание, махнул рукой и вернулся на место. Все пошло насмарку. Как ни утешала его жена – несколько дней были отравлены. Ну и чем мы можем ему помочь?

А потом позвонил отец и сказал, что речь сына ему понравилась.

- Что значит понравилась, папа? Тебя же там не было!

- Почему не было. Мы с этим евреем старинные друзья, ты знаешь. Он набрал мой номер, сказал, что ты выступаешь, предложил послушать. Вот я и послушал. Отличная драша, всё в меру, и о нем сказал теплые слова, и цитаты из Торы привел уместные. Я тобой, сынок, горжусь.

Свое письмо в газету человек закончил словами: "Я и сейчас корю себя. Почему мне не удалось подумать о юбиляре, стараясь его оправдать? Ведь это так просто и естественно! С тех пор я не спешу с обидами. Когда мы думаем, будто нас обидели, это всего лишь неверная реакция на то или иное событие. Я в этом убедился на себе".

Такая история. Уметь судить лекаф-зхут – высокое искусство. Им надо владеть, даже когда ситуация не заканчивается таким финалом, как в газетной истории. Все к лучшему в еврейской среде! Велик наш народ и заслуживает помощи Самого Творца!

Об этом однажды сказал раби Леви Ицхак из Бердичева. Повстречал он контрабандиста в дни Пэсаха, спросил, несет ли он через границу запрещенные товары. Тот с радостью ответил, что очень даже несет. Что господин еврей пожелает? Товара у него полный подвал, хотя и приходится рисковать, обходить кучу кордонов, спасаться от конных казаков, платить запредельные взятки чиновникам.

После этого пошел раввин и спросил первого встречного еврея, есть ли у того дома квасное. Тот возмутился: "За кого меня раби держит?! Ни крошки, ни соринки!"

Смотрите, за одним гоняется царская полиция – но он все равно нарушает. За вторым небесная полиция не гонится – а он все равно соблюдает!

Вознес мудрец руки к небу и сказал: "Рибоно шель олам! Ничто не мешает еврею нарушить Твой закон, не стоит над ним армия, не преследуют злые жандармы. Но он верен Тебе и всё соблюдает. Так помоги же этому великому в праведности народу!"

С праздником вас, дорогие праведники!

Теги: Мусар, Праздники, Этика