Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш

«Берите сколько угодно, хоть два»

Отложить Отложено

В конце вечерней субботней трапезы хозяйка поставила на стол поднос с аккуратно нарезанными кусочками кремового пирога, известного под названием «Наполеон». Это вам не салат «оливье», это сказка! И я бы взял два кусочка, но воспитанность приказала ограничиться одним. Мое поколение так сделано: нам родители внушили, что последний кусок со стола не брать. Кстати, «Наполеона» хватит на всех, но нельзя, так нельзя. Вот только вечный вопрос: почему мы так сделаны? Почему последний кусок мое поколение не берет? Ну, наверное, таков этикет, так ведут себя, как объясняли нам наши мамы, достойные люди, не хватают все своими руками, хотят, чтобы досталось всем, а вдруг кто-то постеснялся взять и теперь мучается, наблюдая, как его законная порция улетает в чужой рот? Короче, будем вести себя «воспитанно».

Ладно, а если серьезно? Что об этом правиле как бы столового этикета говорит Тора? Да и о каждом ли положении того, что мы называем красивое, «воспитанное» поведение, Торе надо высказываться?

Поскольку тут два вопроса, сначала ответим на второй. Да, Торе не чужды правила этикета, в ней есть указания и на то, как надо себя вести в самых обыденных ситуациях, то есть ей небезразличны наши навыки в том числе за столом. Хотя об этих навыках она не говорит в категориях безусловного императива.

Сказано, что законам Торы предшествуют правила поведения, дэрех эрец. Это настолько очевидно, что и писать в Хумаше о них специально не надо. Именно такие поведенческие привычки и отметили наши мудрецы, проанализировав все эпизоды повествования праотцев в Торе, в любой из ее пяти книг. Поэтому смело переходим к первому вопросу: можно ли взять последний кусок? (Допустим, он действительно последний, а нам неудобно спросить на весь стол: кто еще не взял? а то я его сейчас съем.)

Давайте упростим задачу: нам неизвестно, досталось ли каждому. Первый вопрос: что мы делим за столом? кому кремовая роскошь принадлежит? Понятно, что это то, что радушные хозяева выставили на стол в виде угощения: ешьте, гости дорогие! Причем ешьте все (допустим)!

Но позвольте, выставив для всеобщего пользования, они уже дали эту замечательную еду нам или не дали, пока мы сами не положим ее себе на тарелку?

Вопрос не так прост. Например, я взял еду, положил себе на тарелку, а под окном, у которого я сижу, идет бедный человек, видит, что я ем, и протягивает руку: дай и мне — в виде цдаки. Понятно, что я дам, и понятно, что хозяева тоже дадут, а если вместо них дал я, они протестовать не будут. Но чья это заповедь? Награда за нее будет записана за мной или за хозяевами? Другими словами, что́ я дал бедному — свое или чужое? (Тому, кто отказывается судить о наших поступках с позиции награды за исполнение заповеди и наказания за нарушение запрета, скажу, что он читает статью, написанную явно не для него. Извини, товарищ.)

Большинство считает, что то, что я взял, принадлежит мне. Следствие: хозяева уже не могут потребовать от меня вернуть им это богатство, потому что оно мое. И я могу подарить его кому угодно — это и называется «мое полное владение». А если мне что-то подарили с условием не давать такому-то, то это уже не подарок, а какое-то другое слово; может быть — вид аренды или совместное владение, когда на некое действие с имуществом требуется согласие пайщиков.

Итак, я дал свое. А как оно ко мне попало? Да очень просто: я протянул руку и взял, поскольку так было сказано, когда нас приглашали к столу: берите, гости дорогие.

Стойте, если я правильно понял: пока это лежит на общей тарелке — это принадлежит хозяевам? А как только я с разрешения хозяев взял себе — оно стало моим? Так, что ли? — Совершенно верно, именно так!

О, если так, то тут вступает в действие новое положение Торы: хав леахри́на, так называется нечто, на что имеют право другие, а я не имею, потому что часть ранее взял себе.

Мы это правило уже проходили. Если найдена ничейная вещь, ее может взять любой. Но если, к примеру, найдена пара одинаковых ничейных вещей, мы можем взять себе только одну — коли есть другие желающие. (Бава Мециа 10а.)

Понятно, что за гостеприимным столом не идет дележка ничейной еды, мы не голодные странники в пустыне, которых радушный хозяин Авраам пригласил к себе в шатер. Но если аппетитные кусочки «Наполеона» лежат на общем, скажем так, подносе, то они как бы «ничейные» по отношению к гостям — до тех пор, пока их кто-то не взял. Вот и появляется формат «дефицита», «хватит не всем». Если кому-то может не хватить, а мы уже взяли, то может, не будем торопиться хватать последнее, хотя очень хочется? Так нас учили мамы, ну, значит, так и будем поступать.

Это не просто этикет за столом, это является правилом Торы.

Понятно, что, если ребенок схватил третью порцию мороженого, когда не все его братья протянули руки за первой, никто выхватывать лакомство из его рта не будет. Оно — принадлежит ему! Или вы с этим не согласны? Например, если такой закон: определенную часть своего урожая, выращенного в Эрец Исраэль, мы обязаны отдать коэну. А если пришел коэн и забрал себе все, не поделившись с голодными товарищами по колену? Другой коэн имеет ли право прийти и выхватить у него то, что он отхватил себе сверх меры? Или скажем: кто эту меру устанавливал? А поэтому, если взял — то взял? Нет у меня ответа на этот вопрос.

Если у вас есть, с удовольствием выслушаю. Заранее спасибо.

Теги: Талмуд, Мусар, Этика