Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Вы часто ездите на междугородних автобусах? Вот вы поднялись, все места заняты, некоторые пассажиры стоят. Видите, что рядом с одним человеком ближе к окну место пустое, он туда положил свой портфельчик. Видно, что важная персона, может даже в банке работает, привык к простору, никто к нему в соседи не напрашивается. Но ехать далеко, а вы – русскоговорящий человек, почему не потеснить банкира?
"Разрешите протиснуться", – говорите вы ему культурно, потому что нельзя сразу начинать со скандала, раввины на уроке по Торе вам это прекрасно объяснили, и вы теперь всюду этим правилом пользуетесь, прослыв даже в своей семье добрым человеком, если никто другой вас не выводит из себя. Итак: "Разрешите пролезть вот на это место, а свой портфельчик будьте любезны прибрать, а не то я на него ненароком присяду".
Но банкир почему-то не спешит дать вам протиснуться. Он на прекрасном русском языке объясняет вам: "Я это место занял своему родному дяде. Он поднимется в автобус через пару остановок. Мы по телефону договорились".
Вот тебе на! Об этом раввины не учили! Я, значит, еду стоя, а тут дядя войдет после меня – и ему уже готово место. Пока вы оцениваете место боя, кто-то из стоящих в проходе, человек в шляпе, сам, возможно, раввинского звания, вступает в разговор: "Так, извините, не водится. Кто вошел первый, тот и сел первый". Банкир тоже лыком не шит, видно, что на уроки к раввинам он еще не ходил, поэтому отвечает, правда пока без повышения тона: "Вот я и вошел первым, теперь место для дяди мое, я его ему занял". Разговор идет на иврите, но все его прекрасно знают, вы в том числе, верно?
Банкир доволен – от с достоинством ответил налетчикам. Теперь мяч на их половине поля. Тут вступает другой в шляпе, тоже раввин, но бородой поменьше: "Занять другому, когда его еще нет, в то время, когда остальные люди стоят, невозможно, потому что места принадлежат тем, кто вошел и оплатил".
Банкир предлагает последний, самый неотразимый аргумент: "Послушайте вы, люди в шляпах! Если мой дядя, предположим, уже здесь, вы его сгоните? Нет! Вот и представьте себе, что он уже здесь!"
Люди в шляпах молчат, они не хотят ссориться с этими странными евреями, у которых собственные правила. Уж лучше стоять и молчать – всего-то статическая физкультура на полчаса!
Но вы как раз из тех, кто против странных правил, особенно если они направленны против вас. Вы смело протискиваетесь мимо банкира к окну – и он в последний момент выдергивает из-под вас свою банкирскую папочку. Уф, и сразу воцаряется тишина! Обычай в вашем лице победил беспредел странных правил.
Верно ли вы поступили?
Сами знаете, что вы так не поступили. Что это только теория. Теорию вы знаете, а на практике ничего подобного с вами не случится. А если случится, то вы с честью выдержите испытание – стоять на двух ногах полчаса, держась за поручни. Вы сильный, добрый, культурный человек.
Отлично, но что говорит Тора? Тора говорит, что занимать места тем, кто придет позже, нельзя. Ситуация, когда один человек берет то, что никому не принадлежит и любой эту вещь может взять, описывается в Талмуде (см., например, Бава Мециа 10а). Если претендентов на бесхозную находку нет, можно взять часть себе, а часть кому хотим. Но если желающих больше, чем тех, кто ее может хотя бы частично приобрести (т.е. вещь "дефицитна" – например, число свободных мест в автобусе в час пик или число незанятых кресел в кинозале во время просмотра, если вы вообще ходите в кино), то взять можно только себе. Впрочем, взяв себе, можете потом эту вещь, но только ее, уступить кому хотите – вы ее полный хозяин. Правило называется хав леахрина (חב לאחריני), "принадлежит (также) другому". Именно отсюда следует, что не может один человек, например, в очереди поставить перед собой другого – за счет тех, кто уже стоит сзади. В данном случае "находка" – это место в очереди. Можно отдать другу свою очередь, однако нельзя пригласить его к себе.
Хотя, если честно, мало кто объяснит вам на улице или в переполненном автобусе законы Талмуда. Люди придерживаются дэрех эрец, правильного поведения, стараясь не обижать друг друга. И ради этого готовы идти на маленькие уступки. Дэрех-эрец – это принятое поведение. Среди евреев это – очень достойное поведение!
Правильное поведение касается не только бытовых мелочей, но и собственно уклада жизни. Написано в недельном разделе Шофтим (Дварим гл. 20), что свободен от участия в войне тот, кто построил новый дом и еще не поселился в нем, тот, кто насадил виноградник и еще не ел его плодов, тот, кто женился и еще не пожил с молодой женой. Что за странная последовательность? Надо начать с молодой жены, потом перейти к дому и винограднику, вы не согласны?
Объясняет Талмуд (Сота 44а), что Тора учит нас правильному поведению: сначала построй дом, потом приобрети профессию, чтобы смог кормить семью, потом женись. А не наоборот.
Как видим, не о чем спорить с банкирами. Заранее занимать места для своих дядей нельзя, придется дядям постоять вместе с простым народом в проходе. И нельзя жениться раньше, чем подумал о том, как будешь о семье заботиться, – иначе у вас проблема.
Теги: Талмуд, Мусар, Недельный раздел Торы, Этика