Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
У нас ныне раздел Торы "Хукат". Ровно год назад мной был записан видео-урок на одну из тем этого раздела. Поскольку, как мне кажется, читателей у меня больше, чем зрителей, приведу несколько историй из того прошлогоднего урока здесь.
Тема тогда была "Извиниться и извинить".
О чем буду говорить в нынешний йом-шейни, т.е. понедельник, еще не знаю. Скорее всего – сБп – что-нибудь о мире в семье. Такая тема у нас тоже уже была, ну так "без повторы нету Торы", верно? К тому же будет использован новый подход к проблеме, приведены новые истории из жизни мудрецов и праведников. Напоминаю, урок назначен на 19.30 вечера по иерусалимскому времени. Заходите.
* *
В прошлый раз за основу был взят стих из книги Бемидбар (21:7), из того отрывка, где говорится, что после смерти Аарона возроптали евреи (по поводу смертельных змей, напавших на них). Тогда погибло много народу. "И пришел народ к Моше, и сказали: хатану, мы согрешили против Всевышнего. Помолись Всевышнему, чтобы удалил от нас змей".
И написано: "И помолился Моше за народ".
Отсюда видим, что, если человек признает свою вину, его надо простить.
* *
Первая история (а всего в том уроке было почти два десятка коротких рассказов и эпизодов) – про Стайплера, так звали раби Яакова Исраэля Каневского. [Внимание, в видео-уроке у меня тут ошибка! Вместо Стайплера назвал другое имя. Прощения нет, хотя "отмазок" куча.]
К нему пришел на экзамен один аврех (студент колеля, особой ешивы для женатых молодых евреев). Экзамен был затеян для того, что дать ему смиху (раввинское звание)
И в это время, когда шел устный экзамен, к Стайплеру прямо в комнату зашли по неотложному делу два человека. Аврех сидел в углу и готовил ответ, а эти двое попросили устроить им суд Торы по какому-то казусу. Рав их рассудил, те положили на стол 5 тысяч рублей (в виде цдаки на разные благотворительные цели, ибо были очень состоятельными людьми) и ушли.
Экзамен кончился. Рав сказал, что юноша еще недостаточно подготовлен. Пусть идет, поучится еще, а года через два-три придет снова. Студент, печально опустив голову, вышел,
И в эту минуту рав обнаружил, что конверт пропал. Только что лежал на столе – рав его сам видел – а теперь его нет.
Не говоря никому ни слова, раввин побежал за студентом. Еле догнал, сказал ему про исчезнувший конверт (мол, не видел ли случайно), но юноша ответил, что ничего не знает.
Расстроенный рав вернулся домой. Студента он не подозревал, но конверт пропал самым таинственным образом. Буквально на глазах.
Тут в комнату вошла его жена. Сказала, что, когда приносила ему и студенту чай, обнаружила на столе конверт с деньгами, подумала, что не надо оставлять его перед молодым человеком (дабы не испытывать его на крепость характера – по-еврейски это считается правильным поведением), и убрала его. Вот он – и она протягивает конверт.
Стайплер только охнул и, ничего не объясняя, снова побежал искать того авреха. Через несколько часов (!) нашел, привел к себе, долго извинялся, объяснял причину своего подозрения, все никак не мог успокоиться.
И предложил учиться у него. Т.е. готовиться к будущему экзамену вместе! Почти год учил, а затем дал ему смиху и устроил на важную работу в каком-то месте.
Но каждый раз перед Йом-Кипуром просил у него прощения. И так поступал до самой своей смерти.
* *
Вторая история тоже про Стайплера.
Один аврех за несколько минут до молитвы Неила, перед самым окончанием Йом-Кипура, спросил его, когда точно заканчается Неила.
Рав Яаков Исраэль показал ему руками – мол, не знаю.
А после всех молитв подошел к нему и попросил у него прощения. Сказал своим ученикам, объясняя свой поступок: "А вдруг я его обидел тем, что не ответил ему на вопрос словами, а только показал рукой? Дело в том, что я уже начал молитву Ашрей, а ее, по закону, нельзя прерывать. И в середине Ашрей, я вдруг подумал: кто мне сказал, что запрет прерывать Ашрей более важен, чем запрет обижать людей? Поэтому и попросил у него прощения – вдруг мой ответ руками является нарушением запрета!"
Как видим, человека можно обидеть даже в Йом-Кипур посреди молитв, в которых мы просим Всевышнего простить нас за грехи, совершенные в течение года. Этого надо остерегаться! – Таков урок раби Яакова Исраэля Каневского.
* *
Теперь история, из которой видим, что попросить прощение – это не что иное, как начало исправления, тшувы.
Написано в трактате Гитин 58а:
Раби Йеошуа бен Ханания шел по большому римскому городу, и ему сказали, что тут, в городской тюрьме, сидит в заключении очень красивый мальчик-еврей.
(Надо пояснить, что мудрец занимался выкупом пленников после разрушения Храма. Известно, что римляне отбирали красивых юношей себе на потехи. Он просил людей рассказывать ему в первую очередь именно о таких случаях.)
Пришел он к воротам тюрьмы громко выкрикнул: "Кто отдал Яакова на разорение, Израиля – на растерзание?"
Ему ответил голос из каземата: "Разве не Б-г, перед Которым мы согрешили!"
(Это начало и продолжение стиха из пророка Йешаяу 62.)
Сказал мудрец об этом мальчике: будет большим знатоком Торы и учителем. И выкупил его.
Спрашивает Талмуд: почему он будет большим учителем?
И сам отвечает: потому что знает стихи наизусть.
Но есть и другой вариант ответа. Вот он: в то время все знали, что Храм разрушен из-за грехов евреев. Но мало кто признавал, что и из-за его личных грехов.
Так вот, этот невинный ребенок готов был взять вину народа на себя: "Разве не мы согрешили?".
А такая готовность – это уже характерная черта и свойство учителя и руководителя. Вывод: попросить прощение – это и есть взять вину на себя!
Теги: Видео-урок