Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Памяти друга

Отложить Отложено

Сегодня получил страшное для себя известие: скончался мой близкий друг, прекрасный еврей – Биньямин-Борис Нездатный. Даян аэмэт!  Севастополец, последний годы жил в Нюрнберге, сам учил Тору, других активно к ней привлекал, сделал много полезного в русскоязычной общине города у рава Хитрика.

Не знаю, что пишут в таких случаях. Все как-то казенно. Просто плачу. Бывают добрые люди, а бывает, встретишь человека – уже на излете жизни, когда, вроде новых дружб не затевают, потому что тепло в сердце уже не то, что в юности, когда бережней относишься к своим чувствам, – а тут вдруг как в прорубь прыгнул – сошелся с человеком, и вот он – твой брат!

Мало общего в наших биографиях. Да только часами мы с ним гуляли по вечерним улицам – и говорили, говорили. О музыке и былых в детствах и молодостях привязанностях, книгах, просто об истории – еврейской, общей, частной, личной. Часами! Других я учу – а иначе зачем мне ехать так далеко? – а с ним просто предельно дружеская беседа.

Вот говорят, такой-то человек – добр и обходителен, с ним легко сойтись, с ним легко и удобно общаться. Так в чем твоя-то заслуга, если сошелся с легким человеком? Это его успех, его награда, которую получит, когда предстанет перед Судом, – именно он был тем, с кем всем людям легко. Не их награда, а его! Поговорка "скажи, кто твой друг" тут выворачивается чисто по-еврейски: скажи, кто твой друг – и мы ему поставим это в заслугу. Ему, а не тебе!

Если честно, трудно дружить и общаться только с трудными людьми. Вот тут и покажи себя. Так это именно то, что произошло с Биньмином Нездатным. Он общался с нами – а мы почти все именно трудные.

И миквой он занимался, и организацией уроков – наяву и в сетях. Распространял статьи, книги, записи уроков Талмуда. Учился везде – в том числе на Толдот!

Общался с сотнями людей. И ни-ра-зу ни-ко-го не обидел! Он не умел обижать. Был неспособен. А уж обидеться на другого – это был для него запредельный опыт.

Мы обменивались с ним, живя на разных материках, сотнями записей, устно по скайпу и письменно во всех видах. Это так трудно – потерять того, кого только что нашел. Отказываюсь его потерять. Перечитываю наши записанные беседы. Смотрю на фото. Мой поздний брат!

Можно ли назвать сиротой того, кто потерял брата? Если да, сегодня многие из знавших его – сироты. Да будет благословенной память праведника!

Теги: Личное