Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Потому что все согласны.
(Между прочим, настоящее название статьи – "Спасти или защитить?". В том смысле – как нам спасти сразу всех?)
(Ой, есть еще одно название – "Почему Авраам так странно молился за Сдом".)
Впрочем, давайте сначала прочтем текст (раз уж он написан[1]). А потом посмотрим, как его назвать.
** **
Время от времени перед каждым из нас возникают проблемы, которые требуют решения. (Банальная истина.) Причем проблемы бывают, как известно, двух видов: те, которые уже пришли, и те, которые еще придут. Вернее, нам кажется, что придут; и они – или приходят своим чередом, или мельчают, исчезают, растворяются в других проблемах, более задиристых и неприятных, а иногда просто отодвигаются на совсем уж задний план, чтобы при случае выпрыгнуть, как заяц на лужайку перед испуганным спаниелем (борзой, вахтельхундом), или с кем вы там ходите на охоту?
Кстати, это не только художественная аналогия: кто перед кем возникает? кто на кого охотится – проблемы на нас или мы на проблемы? Есть люди, которые запросто притягивают к себе кучу неприятностей, происшествий, неодолимых задач и прочих неприятностей. Ходячие шли-мазлы магниты заварух, досад и недоразумений. Но не о них речь. Не только о них.
Проблемы первого вида (которые уже пришли) требуют спасения. Проблемы второго вида (которые задержались) требует защиты. Я понятно выражаюсь?
Именно эту градацию имело в виду правило, которое было приведено в конце старинного видео-урока "Обучать и учиться Торе" (цитата из трактата Сота 20-1):
"Тора – пока ею занимаешься (исполняя любую ее заповедь) – защищает и спасает; потом – защищает, но не спасает. Но заповедь – во всех случаях (и во время исполнения, и после) защищает, но не спасает".
Так что лучше не ждать, пока жареный петух не клюнет не надо будет устраивать спешную эвакуацию – а быть готовым уже сейчас.
Посудите сами. Если б в известный момент где-то в недрах Титаника хотя бы один еврей надел на себя тфилин, катастрофы можно было бы избежать: айсберг качнул бы корабль, стряхнув бокалы со столов в кают-ресторане, и все бы только рассмеялись. При этом урон понесли бы только два бренда – книга Гиннеса и премия Оскара.
А уж если б тот еврей да еще Талмуд учил (даф-йоми, ежедневную страницу), то ледяная глыба и близко не появилась бы.
Так вот! На последнем видео-уроке (называется "Праведник защищает всех") речь шла как раз о том, что, если у нас есть проблемы (или вот-вот таковые возникнут) – оглянемся вокруг. Сидят члены нашей семьи над Торой – есть надежда. Не сидят – срочно сажаем[2]!
** **
Недельный раздел Шлах. Написано в книге Бемидбар 13:20, что разведчикам, которые отправлялись в страну Кенаан было сказано: "Пойдите в нее и узнайте: есть ли в ней дерево или нет".
Раши: есть ли в ней дерево? = есть ли там человек, в заслугу праведности которого у страны будет защита?[3]
Мудрецы (Бава-Батра 15-1) сказали: слова Моше, с которыми он обратился к евреям: там живет Ийов, который годами – как могучее дерево, он их может защитить, поэтому узнайте, жив ли он еще.
И примерно о том же сказано в трактате Санедрин (99-1): "Какой нам толк от того, что мудрецы учат Тору? Ведь они ее для себя учат!"
Ответ дает сама Тора – в том отрывке, где говорит о молитве Авраама по поводу спасения Сдома.
Отсюда видим – что спасение города – в праведности немногих, живущих в нем.
** **
А теперь подарок "для продвинутых". Статья "Не спасает, но защищает". (Она уже где-то публиковалась, но не могу сказать где. Разве я сторож статьям своим?).
Впрочем, это еще тот подарок. Статья благополучно обнаружена в недрах моего блога. Ну так предлагаю ее реанимировать. Кто еще помнит "первое издание" – может не читать нынешнее, не дополненное и не исправленное.))
** **
Написано в Хумаше (Берешит 18), что, узнав об уничтожении Сдома и соседних с ним городов, подступил Авраам (в молитве к Творцу) и сказал:
"Неужели уничтожишь праведника вместе со злодеем? Может быть, найдутся пятьдесят праведников внутри города. Неужели погубишь, не спасешь это место?.. Недостойно Тебя делать подобное – убивать праведника вместе со злодеем, чтобы праведник оказался (перед Твоим судом) как злодей…"
Удивительный отрывок. Авраам просит: если в городах Сдомской федерации живут полсотни праведников – не уничтожай это место! Всевышний соглашается.
Но Авраам продолжает: то же самое, если там будет только 45 праведников. А затем по ниспадающей: 40, 30, 20. И так доходит до десяти: если там обнаружатся только 10 достойных людей – не уничтожай всего места.
После чего ангелы уходят переворачивать Сдом и заливать его горящей серой (не нашлось там даже десяти праведников!).
А Авраам возвращается к своему шатру, стоящему в горах над равниной Сдома (тогда внизу еще не было Мертвого моря, до создания моря оставалось несколько часов).
В высшей степени любопытный эпизод.
Тут можно задать великое множество вопросов. Зачем об уничтожении городов Всевышний решил сообщить Аврааму? Может, чтобы толкнуть Авраама на какое-то действие? Тогда на какое? На молитву? Но был же уничтожен в свое время в водах Потопа целый мир – и обошлось без молитв: все равно никто, почти никто, не спасся. Тут в Сдоме, кстати, тоже никто не спасется (из коренных жителей). Зачем тогда понадобилась молитва?
И вообще, зачем надо спасать праведников по молитве Авраама? Если они настоящие праведники, то они и так спасутся. Ибо справедливость лежит в основе мироустройства, разве не так?
Зачем Авраам выбрал такую странную форму молитвы – постепенно уменьшая минимальное число праведников, необходимых для спасения города? Будто торговался. А если б сразу попросил о десяти? (Раши пишет, что число 50 относится к пяти городам, а число 10 – к одному. Так это же одно и то же!)
И еще. Разве Всевышний не знал заранее, что молитва-торг закончится безрезультатно? Это Аврааму было неизвестно, сколько в том месте скрывается праведников. Получается, что Творец мира как бы играл в прятки со Своим любимцем. Зачем?
Вопросов много. Но мы зададим самый очевидный. Мимо него пройти уж точно нельзя. (И возможно, из него что-то прояснится по поводу остальных проблем.)
Наиболее четко он поставлен гаоном раби Хаимом Коэном Рапапортом (18 век, Львов).
Читаем внимательно первую просьбу Авраама. Она имеет трехчастную структуру. Сначала, в первом стихе отрывка, наш праотец просит не уничтожать праведников вместе со злодеями. Если злодеи заслуживают смерти – то спаси хотя бы праведников, не убивай их вместе с соседями, творящими зло.
Во втором стихе "планка повышается": возможно, в городах отыщутся полсотни праведников, поэтому надо бы спасти все это место, все пять городов.
В третьем стихе он снова возвращается к своей первой просьбе: не уничтожай праведников вместе со злодеями. Т.е. заступник снимает свою просьбу спасти все место и опять ходатайствует только за достойных людей: "Не к лицу Тебе делать подобное – убивать праведника вместе со злодеем".
Почему после первой просьбы, не дождавшись ответа, Авраам "поднимает" уровень молитвы? Почему после второй просьбы, опять-таки не дождавшись ответа, он снова возвращается к первоначальному прошению?
Раши, обратив внимание на эту странность (про "снижение уровня" второй просьбы, когда Авраам молится снова только о праведниках), пишет: "И даже если Ты (Всевышний) скажешь: праведники не могут спасти злодеев (т.е. если Ты откажешься пожалеть города из-за этих пятидесяти), – то зачем убивать праведников? (Спаси хотя бы их.)"
Тем не менее, объяснение Раши наши трудности не снимает: почему после первой просьбы идет вторая и, главное, почему Авраам не дождался отрицательного ответа Всевышнего, поспешив вернуться к первоначальной просьбе? Знал заранее, какой ответ услышит? А если знал заранее, зачем вообще просил? (Кстати, Всевышний согласился именно со второй просьбой – сказал, что из-за пятидесяти не убьет никого.)
Рав Рапапорт предлагает такое решение (как он пишет: "согласно тому, что услышал из комментариев"[4]).
Написано в Гемаре (см. трактат Таанит 21-б) о том, что однажды в городе Сура разразилась страшная эпидемия. Во всех кварталах бушевал мор, но квартал, где жил великий Рав, не пострадал. Люди решили, что всё это – в силу высоких заслуг мудреца и праведника. Но во сне (т.е. через пророчество) им открылось, что такое чудо слишком мелко для величия Рава. Произошло же оно в силу заслуг совсем другого человека, жившего в том же квартале. Человека, который помогал хоронить мертвых.
Не прослыл он ни мудрецом, ни носителем каких-либо особых положительных качеств, заметных всем. А был он бедняком, у которого в доме даже заступа не нашлось. Каждое утро занимал он у соседей мотыгу-заступ, переходил дорогу и хоронил мертвых ближнего района. По причине этой заслуги и был пощажен его квартал, где вместе с другими обитал великий Рав. Но не из-за праведности самого Рава[5].
Раби Хаим Рапапорт продолжает: "И понял я из некоторых комментариев, что, если бы та эпидемия проникла в район Рава, то сам бы Рав не пострадал. В силу своих больших заслуг. Но наш бедняк, уровень которого был не столь выдающимся, безусловно умер бы со всеми остальными"[6]. Вот для того, чтобы его спасти, и надо было оградить от заразы весь район!
Таково общее правило: спастись от бедствия, которое еще не пришло, а только приближается, намного легче, чем спастись от бедствия, которое уже наступило. Об этом сказано в Талмуде (трактат Сука 21) про выполнение заповеди: "защитить – защищает, но спасти – не спасает".
Другими словами, избежать беды, не встретиться с ней – чудо более простое, нежели от нее спастись, когда она уже пришла.
Теперь можно понять, что просил Авраам. Все три части его просьбы – это одна молитва, одно прошение.
Начинает он так: "Неужели уничтожишь праведника вместе со злодеем? Может быть, найдутся пятьдесят праведников внутри города". Причем, скорее всего, сдомские праведники не обладают такой высокой заслугой, как Рав. Хорошо, если их уровень приближается к уровню бедняка, который помогал хоронить мертвых (что само по себе – важная заповедь).
А раз так, то вот и продолжение просьбы, вернее, ее раскрытие: спасти их невозможно – уровень мал. Ну, так пожалей весь город! "Неужели уничтожишь, не спасешь это место ради праведников, которые в нем?" Т.е., если не оградишь от беды весь район, то и праведники погибнут. А потому (и это финал всей молитвы, третий стих): "Недостойно Тебя делать подобное – убивать праведника вместе со злодеем". Следовательно, чтобы не погибли праведники, Ты должен спасти города, в которых они живут.
Теперь мы видим, что Всевышний не мог не предупредить Авраама о наступающей катастрофе. Авраам, знакомивший людей с ролью Творца, должен был внести в мир новое качество, новое свойство, которого до сих пор не было, вернее, оно до сих пор не "работало".
Это правило внес в Творение Сам Творец – но только по просьбе Авраама, так было задумано.
Правило очень простое. Есть два уровня заслуг. Первый, самый высокий, спасает человека от любой беды, от любой катастрофы. Это – для очень праведных людей.
Второй уровень не спасает от беды. Это для обычных людей. Но и они достойны спасения, – правда, для этого надо оградить от беды весь их район, все их окружение.
Поможешь ли Ты им, Творец? И Творец ответил: да, помогу…[7]
[Специальное замечание, навеянное беседой с одним равом, моим другом[8].
Маарша пишет, что, согласно тексту Гемары, приведенному на предыдущей странице того же листа, если чудо происходит в силу заслуг праведника, то оно совершается как бы за счет награды, которая ему готовится в грядущем мире. Жителям Суры было сказано, что чудо совершилось не из-за Рава, а в результате заслуг другого человека. Т.е. награда Рава, уготованная ему в грядущем мире, не пострадала.
Так пишет Маарша. Возникает вопрос: получается, что все произошло за счет умаления будущей награды человека, который хоронил мертвых? Как-то, согласитесь, не очень справедливо[9].
Но мы-то знаем, что мир устроен справедливо!
Надо снять противоречие[10].
** **
П.С. Помните, с чего мы начали? С того, что на эту статью не будет много отзывов и комментариев. Ибо тут не с чем спорить. А раз все согласны – тащите всех учить Тору. Или сразу Талмуд.
И все спасены!))
[1] А если не прочтете, то следующий пост назову (б/н) "Статья, которую никто не прочтет".
[2] Это и называется "вырастить сына, посадить дерево". Про дерево – дальше по тексту.
[3] Честно сказать, я собирался начать эту статью примерно так. У китайцев есть поговорка: каждый человек обязан вырастить сына, посадить дерево и выстроить дом. Наш вариант таков: каждый еврей обязан усадить сына. За что усадить? За Тору. (А про дом не знаю.)
Но потом мне показалось, что название, которое выставлено, тоже приемлемо. Все равно мало кто откликнется. Ибо с чем тут спорить?))
[4] Слово "услышал" не случайно. Означает: согласно тому, как я понял комментарии.
[5] Некоторые пишут, что квартал мог бы выжить (тем более!) из-за заслуг Рава. Но людям было дано знать, что даже заслуг одного из них – не самого выдающегося – вполне хватило для общего спасения. Так считают составители комментария к трактату Таанит в издании "Артскрол-Масора" (версия на иврите).
[6] Как видите, это мнение противоречит приведенному в предыдущей сноске.
[7] На остальные вопросы можете ответить сами, используя только что полученные знания… Кстати, есть еще один способ спасти праведника не очень высокого уровня (не уровня Рава): надо вывести его из района бедствия. Так выжил Ноах с семьей (вместе их было восемь): ему пришлось запереться в ковчеге. Так выжил Лот (до пещер добрались только трое – он и две дочери).
[8] Рав Гедалья Закгейм, Москва. (Если вы его встречаете в он-лайне, передавайте от меня привет.)
[9] Таким образом мы можем потерять людей, которые в трагическую минуту согласились бы исполнить заповедь, жертвуя собой.
[10] Подсказка. Попытайтесь использовать понятие капара, искупление.
Теги: Талмуд, Тора, Видео-урок, Недельный раздел