Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Августовский январь Трампа

Отложить Отложено

Уважать фараона?!

Признаюсь честно, я в шоке. Мне довелось бывать в Капитолии, в качестве туриста. Это здание явно предстает, как говорят сейчас столь многие там, «храмом демократии», американской системы.

Но не просто храмом, а бастионом. Уж что-что, а подойдя, получаешь чувство суперохраняемого места. Полицейские везде, их море. Только попробуй что-то тут затеять! И не думай! Внутри попадаешь на экскурсию по Ротонде и прилегающим к ней центральным залам Капитолия, а если хочешь попасть на галерею самих залов Сената или Палаты представителей, надо пройти через целый ряд заслонов и проверок, опустошить все карманы, сдать в камеру хранения и т. д. Короче, безопаснее некуда.

Казалось бы.

И вдруг вся эта «система укреплений» вот так просто сметена толпой…

И разгуливала она по тем же коридорам и залам, что и моя группа туристов. Находясь в зале под Ротондой, наша экскурсовод, типичная американка, излучающая позитив хохотушка, повела носом и спросила: «Чем здесь пахнет?» И сама же ответила: «Свободой!!! Впрочем, раньше здесь была пекарня, и пахло печеным». М-да, в тот день там пахло не свободой и не хлебом, а скорее зрелищами. Только не гладиаторы на Капитолийский холм современного Рима пожаловали, а варвары в шлемах с рогами. А как же те веселые девушки-экскурсоводы, подумал я, они в безопасности?

Можно иметь разные мнения по поводу Америки, ее системы и текущей политики, внешней и внутренней. Но на данном этапе она, несомненно, лучше Египта на последней стадии пребывания там евреев, когда они были там в рабстве, о чем мы читаем в текущих недельных главах, начале книги Шмот.

Уж если на то пошло, больше похоже на первую стадию, описанную в последних главах книги Берешит: еврей выдвигается на высокую должность благодаря своим способностям, его вклад в процветание страны признается, его семья приветствуется. Как раз дальнейшая история нахождения евреев в Египте показывает, что навсегда расслабляться не стоит. Но даже когда положение евреев в Египте дошло до крайней точки, и Моше был послан с миссией заставить фараона отпустить евреев, он в то же время получил от Б-га любопытные указания. Как гласит Тора в этой недельной главе (Шмот 7:13): «И говорил Г-сподь Моше и Аарону, и дал им повеление о сынах Израиля, и о фараоне, царе Египта».

Раши (там же) поясняет, что в отношении фараона повеление было именно в том, что он царь Египта. То есть - несмотря на все, не забывать, что он монарх, и поэтому к нему надо проявлять уважение.

Но как же проявлять уважение, если он такой нечестивец и, более того, ему надо противостоять? Ведь почитаешь того, с кем согласен, кого поддерживаешь и ставишь в пример, не так ли? Само несогласие с позицией человека часто воспринимается как неуважение и покушение на саму свою сущность, ибо человек отождествляется со своей позицией. А уж если его пытаются заставить изменить свою позицию, даже если одними аргументами, тем более угрозами… Так что сама миссия Моше и Аарона с целью вынудить фараона отпустить евреев - одно большое неуважение. И как же при этом его уважить?

Не трожь!

Мудрецы объясняют: например, угрожая ему от имени Б-га, не следует говорить напрямую: «А то Б-г тебя поразит», а косвенно: «А то Б-г нас поразит», хотя имеется в виду сам фараон (Раши там же 5:3). Аналогично, не предсказывать напрямую: «И спустишься ты ко мне, и падешь ниц передо мной», а «и спустятся все твои слуги, и падут ниц» (там же 11:8).

Похоже, что фараон обладает определенной «неприкосновенностью», если не на практике, то по крайней мере на словах; его нельзя «трогать».

Это называется уважать?

Да, в том числе.

Ведь какое строгое значение слова «уважать»?

На еврейском языке «уважать» - лехабед (לכבד), от слова кавед (כבד) – «тяжелый». То есть уважать – значит придавать вес.

Ведь и на русском языке «уважать» - от слова «важный». А это что значит? Всегда правый во всем? С ним необходимо соглашаться и нельзя ему возражать?

Необязательно. Важный – означает весомый. Тяжеловес. Его трудно сдвинуть с места, с его позиции. С ним надо считаться – нельзя просто пройти мимо него или прямо там, где он стоит, столкнув его с пути.

Например, Б-г говорит Моше о том же фараоне (Шмот 7:14): кавед лев паро – «Тяжело сердце фараона». Здесь «сердце» означает его настрой, настроение. Фараон настроен на то, чтобы не отпускать евреев, и его трудно сдвинуть с этой позиции.

В противоположность этому неважный и незначительный человек – легковесный, его легко сдвинуть с места. Его можно отставить в сторону и проигнорировать, пройти мимо своей дорогой. Тогда как важный «сидит у тебя на пути», и его так просто не отставишь и не минуешь.

Поэтому даже если не соглашаешься с мнением уважаемого человека, следует дать ему высказаться и обозначить свою позицию. Не затыкать рот, не обрывать на полуслове. Ну и физически не сгонять с места. (Именно так объясняются многие аспекты заповеди уважать родителей.)

Но более того. Важного человека только не сдвинешь и не отставишь. Его даже просто так не тронешь.

Неслучайно слову «оскорбить» синонимично также «уязвить». Даже если не заставляешь его изменить позицию, все равно умаляешь его важность, если высказываешься язвительно, высмеиваешь и т. д. Поэтому уважать человека - значит, также обращаться обходительно. Это тоже часть крепости и основательности его места и позиции – вокруг нее как бы «защитная оболочка», «крепостные стены». Нельзя просто так вторгаться в его пространство, нарушать покой, создавать дискомфорт, мешать жить. Даже если в какой-то мере приходится, то мягко, «не снимая перчатки», не совсем напрямую, сохраняя некоторую оболочку. С незначительными людьми можно «не церемониться», а с ним так нельзя.

Уже после Исхода, в пустыне еврейский народ со всех сторон окружали «облака почета» (ананей а-кавод). Их функция – защищать евреев от непогоды и врагов, а также устранять препятствия и опасности с их пути: разглаживать горы и овраги, убивать змей и скорпионов. То есть эти облака были в буквальном смысле защитной оболочкой, перемещавшейся вместе с евреями, перед которой «расступалось» все, что создает дискомфорт. И дополнительный комфорт они создавали: стирали и гладили евреям одежды. Это и есть почет. По словам Торы (Шмот 13:21), Сам Б-г тогда как бы шел перед евреями, чтобы показать, насколько они Ему дороги, чтобы и другие народы их уважали (Мехильта, там же).

Поэтому и к фараону, несмотря на всю остроту противостояния, можно и нужно было относиться с уважением. Не угрожать ему напрямую. Не уязвлять. Поддерживать вокруг него некую «оболочку», буквальные или фигуральные «крепостные стены».

Именно подобного рода оболочка, причем в самом буквальном смысле, была прорвана при штурме Капитолия, когда толпа бесцеремонно ворвалась в его здание. Собравшиеся в нем конгрессмены при этом почувствовали себя физически в опасности. Уязвимыми.

Ну и, конечно, уязвленными. Большего проявления неуважения к представителям этой ветви власти трудно представить. И что об этом думает Тора тоже легко угадать: уж если фараона, поработившего евреев, надо уважать и сохранять его «оболочку», тем более представителей той власти, которая на данный момент в истории относится к евреям хорошо.

Наверное, потому что неуважение к представителям власти, бесцеремонное отношение к их «оболочке», ведет к крушению всех устоев и перегородок. Включая и те, что установил Небесный Царь всего мира. Это не значит, что надо безусловно подчиняться и покоряться любой власти - ведь фараона как раз заставляли освободить евреев. А именно о соблюдении норм и уважении к «оболочке» каждого человека - ведь если к власть имущему можно так врываться, то и к любому человеку тоже.

Раненые звери

Хотя толпа ворвавшихся представляла президента, как правильно написал один политолог, это следует рассматривать не как противостояние между разными ветвями власти, президента и парламента, как в России в октябре 1993 г. Нет, здесь скорее бунт улицы против истеблишмента, против системы, с обеими ее партиями. Ведь Трамп всегда был антисистемным бунтарем, во время президентства так и не вписался, а теперь и вовсе проиграл выборы - по крайней мере, те выборы, которые были проведены по системе. Голоса были поданы и подсчитаны, все претензии о нарушении рассмотрены в судах и отвергнуты, результат утвержден назначенными выборщиками. Все подтасовано, на самом деле он победил? Это значит, система не сработала, и она вся насквозь неправильная. И призыв что-то с этим делать сейчас, особенно перед экзальтированной толпой - это по факту призыв к свержению той самой системы. То есть, в зависимости от точки зрения, к революции или к перевороту.

Разумеется, с точки зрения представителей системы - именно к последнему. А если они победители, они и пишут историю. В этом плане бунт был определенно бессмысленным: реального шанса добиться сохранения Трампа у власти толпа не имела. Но - шокировали, нагнали страху. И потому - жутко подставились.

Это худший вариант: уж если бить, то наверняка. А если наносить болезненный удар, но оставлять противника живым и способным на мощный контрудар - это самоубийственное безумие.

Результат - атмосфера, напоминающая уже последствия другого противостояния в Москве - августовского путча 1991 г. Тоже отчаянная попытка теряющей силы власти повернуть историю вспять, устрашение, ввод танков - но в конечном итоге провал, приведший к ровно противоположному результату: окончательной дискредитации советского строя и компартии, и прямому скатыванию к распаду СССР. Тогда восторжествовало неприятие советской системы, и на этой волне Ельцин запретил компартию - ход, не однозначно соответствующий идеалам свободы и потом оспоренный в суде, но в наступившей атмосфере и по логике того противостояния совершенно естественный.

И сейчас, после штурма Капитоля в Америке восторжествовало неприятие  Трампа и его сторонников, и их забанили ведущие соцсети: тоже ход, не однозначно соответствующий идеалам свободы слова, но в наступившей атмосфере и по логике происходящего противостояния вполне естественный. И тогда, и теперь даже многих доселе нейтральных или умеренных современников охватило чувство: довольно!

Изначально самого Трампа, несмотря на поверхностные схожие черты с Жириновским, некоторые серьезные политологи были склонны скорее сравнивать с Ельциным. Тоже мощная фигура, таранившая существующий строй, проявившая себя скорее в такой ломке, чем в строительстве. В отличие от Жириновского, Трамп вышел за пределы своей электоральной ниши и стал президентом всей страны.

Но теперь, как заметил один из этих политологов, он стал скорее подобием незадачливого гекачеписта. Теряя власть, сделал отчаянную попытку ее удержать, с многократно более вопиющим и шокирующим нарушением правил, чем когда-либо, но нелепо и безуспешно. И теперь уже Жириновский выглядит более солидным: тот хотя бы удерживает в руках свой электорат, свою синицу вот уже 30 лет. А Трамп, ухватив журавля в небе за ноги, поболтался лишь 4 года и упустил. И из президента превратился в вожака маргинального уличного протеста.

Что будет дальше - еще посмотрим. В России август 1991 г., несмотря на фукуямовское чувство «конца истории», таковым не стал. Тогда восторжествовали определенные люди и идеи, потом было еще много поправок и обнулений.

Так что и американская история еще не известно, куда пойдет дальше. Но это явно один из ее ключевых моментов.

И один из ее уроков - надо уметь правильно уйти. Бывало в истории, в том числе американской, что политик чувствовал: у него «украли» выборы. И бывало, что потом возвращался. Не часто, но бывало. И в случае Трампа явно создавалось чувство, что он захочет остаться на арене и вновь баллотироваться через 4 года. Но при этом надо все-таки умело играть. Утратил ли Трамп сейчас шанс тотально, еще увидим, но он явно перегнул палку и затруднил себе возвращение.

В течение своего четырехлетнего срока, несмотря на тотальное неприятие критиков, Трамп все-таки сделал ряд разумных и полезных вещей - особенно на ближневосточной арене, например, помог Израилю нормализовать отношения с целым рядом арабских стран. Но после выборов - такое впечатление, что он превратился в раненого зверя, который, как известно, наиболее опасен, и от которого можно ждать чего угодно. Чем дал своим оппонентам идеальный повод сказать: вот видите, мы всегда знали и говорили, что он такой!

А дойдя до такого беспрецедентного дела, как штурм Капитолия толпой, он уже своих оппонентов превратил в зверей, не столько раненых, сколько травмированных и потому не менее разъяренных, да еще и вооруженных новой амуницией.  И, понятно, одержимых целью отомстить «за все», и навсегда, со всего размаху бросить в мусорную корзину истории. И уж теперь сам держись, разгневанные васюктонцы, если их лодка вовремя не перевернется, будут бить, и даже ногами.

Остается продолжать смотреть этот бой быков и надеяться, что не слишком все озвереют.

Теги: Уважение, Политика, Фараон, америка, Моше, Актуалия, Египет, царь, выборы, Египетское рабство, Моисей, Аарон, Трапм, Капитолий, Почет