Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Левиты «откосили» от службы?

Отложить Отложено

Кто не работает, тот… руководит?!

В этой недельной главе Шмот рассказывается о том, как египтяне поработили пребывавших в их стране евреев.

Как это сделать? Не просто так взять и приказать свободным людям заняться рабским трудом. А постепенно: сначала объявить великую стройку, на которую можно было пойти добровольцами настоящим патриотам своей страны, желающим отблагодарить ее за все, от нее полученное. А потом постепенно сделать так, чтобы от добровольного труда уже нельзя было отказаться. 

Но было одно еврейское колено, которое изначально не пошло за остальными и не стало работать на стройках, и потому рабами тоже не стало. Колено Леви.

Когда произошедшие из него Моше и Аарон пришли к фараону с требованием отпустить евреев, тот отказался и сказал (Шмот 5:4): «Зачем, Моше и Аарон, отрываете народ от его работы? Идите по своим делам». Раши отмечает: именно по своим делам, а не возвращайтесь сами к рабскому труду - ибо колено Леви не было порабощено. Да и видим, что на протяжении всей истории Моше и Аарон ходят, куда хотят, как свободные люди.

Но тогда вопрос: как же это выглядело в глазах остальных евреев? Мы тут работаем - а они нет?!

Даже когда кто-то работает и зарабатывает, как свободный человек, у него, как известно, вызывает раздражение, когда кто-то, как ему кажется, «не работает». А тут остальные евреи занимаются непосильным рабским трудом из-под палки - а эти не работают, палкой по спине не получают и вообще разгуливают на свободе!

Тут, товарищи, явно деление на евреев первого и второго сорта. Одним - рабство и обязанности, другим - свобода и привилегии. Разве это справедливо?

А потом двое из этих привилегированных евреев приходят и говорят, что освободят нас и поведут к лучшему будущему. Да кто они такие? И разве они понимают наши проблемы? Чем заработали наше доверие, авторитет? Почему мы должны их слушаться?

А Моше так вообще вырос и был воспитан во дворце фараона! Не просто свободный, а привилегированный в самом буквальном смысле. Ну, потом бежал, но, опять же, оставался на свободе, стал зятем важного человека в Мидьяне. Короче, вышел явно не «из народа». Как же народ за таким пойдет?

Это во-первых.

Левиты вышли из Египта?

А во-вторых. Исход из того египетского рабства является краеугольным камнем нашей веры. Сто раз Тора повторяет и напоминает о том, что Б-г вывел нас из Египта - это считается главным основанием для служения Ему: из благодарности.

И не только благодарность. Как уже много раз говорили, Исход из Египта - это не просто историческое событие, произошедшее один раз в уже древней истории, а основа всех циклов и процессов, происходящих по сей день. Да, начало общеисторического цикла, который все еще не завершен. Но и начало годового цикла - каждую весну, отмечая Песах, мы должны заново это пережить: пробудиться от «зимней спячки», вновь «родиться». Как говорится в Агаде: каждый человек, должен ощущать, что он сам вышел из Египта.

И начало цикла жизни каждого человека: рождение и молодость, свежие силы. И начало цикла дня - пробуждение и утренняя свежесть.

А там и следующие этапы цикла: летний/дневной пик развития и активности, затем уже «перегрев» и усталость, падение уровня, и осеннее/вечернее восстановление баланса и подведение итогов.

Так вот, вопрос. А левиты, которые не были порабощены в Египте, получается, и не выходили из рабства? Да, физически вышли из страны, но ведь основная суть Исхода - в духовном плане. Именно то «рождение» и свежее начало.

И как же они служат Б-гу, не имея в качестве основы благодарность за то освобождение? И как прошли через все эти циклы, если не прошли через то начало начал? Да и вообще, как получили самую первую заповедь на Синае: «Я твой Б-г, который вывел тебя из Египта»? Их-то не вывел!

Слуги народа

Ответ представляется таким. Да, Моше рос во дворце фараона. Но потом что сделал?

«И вырос Моше, и вышел к своим братьям, и увидел их тяжкий труд» (там же 2:11).

Мидраш (Шмот Раба 1:27), приведенный в Раши, объясняет: не просто увидел, а обратил внимание на их страдания - и стал всем сердцем сострадать.

Более того: под предлогом «помощи фараону» стал подставлять плечо и помогать каждому с его ношей. Разделять бремя (там же).

Наконец, «увидел, как египтянин избивает еврея» (там же 2:12), и, будучи не в силах смотреть на это, убил египтянина. Проявив готовность ради спасения своих братьев пожертвовать не только своим статусом во дворце и всеми привилегиями, но и самой жизнью: обрек себя на суд и только чудом спасся от казни. И потому бежал.

И люди это увидели. Поэтому когда Моше пришел их освобождать, это было уже не первым его заступничеством за порабощенных братьев - и готовность идти, отстаивать их права перед фараоном, несмотря на очевидные страхи и риски.

Возможно, в этом дело. Хотя левиты не были порабощены сами, они полностью отождествлялись со своими братьями. И готовы были разделять бремя и помогать им на практике. Что, с одной стороны, было легче - ведь их никто не заставлял, могли и не работать, все добровольно - но с другой, и труднее: надо было заставить самих себя. Это тоже испытание.

Пылая горячей любовью к своим братьям, левиты не только на практике помогали, но и страдали, видя, как страдают их братья. Спина, может быть, не болела, но болела душа. Как в известной истории, болела «наша» нога.

Для всего народа египетское изгнание было закалкой, школой жизни, где они научились трудиться и служить, оставалось только освободиться и направить это служение в полезное русло, перейти от рабства к работе. А для левитов это изгнание стало закалкой в умении сострадать и чувствовать чужую боль. Жертвовать всем ради помощи другим - когда никто не заставляет, только собственная совесть и обостренное чувство справедливости, жгучее желание улучшить жизнь людей, усовершенствовать мир.

А это и есть качества, необходимые для истинного лидера, слуги народа не на словах, а на деле. Левиты не дали поработить себя фараону, но добровольно подчинили себя народу, его нуждам. Научились жертвовать своими удобствами и привилегиями, если таковые были, ради помощи народу и его спасения.

И поскольку левиты душой были с народом и болели за него, освобождение народа из рабства, избавление от страданий стало и их собственным. Они пережили его вместе с народом, полностью отождествляясь с его ощущениями. С облегчением, с новыми надеждами и перспективами, с «весенней» свежестью и «молодостью».

Как следует ощущать и каждому из нас в Песах, хотя и мы буквально в рабстве не были.

И далее - весь цикл, с его взлетами и падениями. Все прошли левиты с народом. В грехопадении тельца они ведь тоже не приняли участия - но оно их поразило в самое сердце, и они, опять добровольно, вызвались поразить виновных. Именно потому, что горячо любили народ и хотели его спасти. Как потом и Пинхас поразил грешника, чтобы остановить мор, за что Б-г дал ему не медаль «За отвагу», а «завет мира» (Бемидбар 25:11-12). Да, именно мира, поскольку за него и боролся Пинхас. Грех нарушал гармонию, несправедливость жгла, сердце болело за народ, погибавший духовно и физически.

Это во-первых.

Тора изгнания и свободы

А во-вторых. Все-таки признаем: левиты не весь день только тем и занимались, что добровольно таскали кирпичи вместе с собратьями. Да, помогали им, но и посвящали себя духовности, занимались Торой (Мидраш Шмот Раба 5:16).

Но и Тора бывает разной. Об этом уже говорили.

На Синае евреи не просто получили Тору. Они получили первые ее скрижали. Воплощенная в них Тора отличалась от той, которую имеем мы сейчас.

Сегодня путь к ее познанию проходит, по большому счету, через Устную Тору. Письменная Тора - Пятикнижие (а также Пророки и Писания) - хотя мы исправно ее читаем, каждую неделю по главе, мало что нам сообщает, если читать без комментариев. Некоторые ее слова и утверждения сами по себе кажутся бессмысленными, невнятными, противоречивыми. Нужны комментарии, чтобы объяснить даже простое значение. А уж если хотим узнать конкретные законы или анализировать их структуру, то надо изучать Талмуд и книги по галахе: Шульхан Арух, Мишна Брура. Из Письменной Торы мы всего этого сами не выведем.

Предыдущие поколения мудрецов все-таки выводили - но с помощью особых методов толкования. И спорили между собой о том, как именно толковать. Ибо можно по-разному. А мы утратили и то чутье, умение толковать даже теми методами. А спорим теперь о том, что означают слова тех мудрецов предыдущих поколений, записанные в Талмуде. Каждый может анализировать их утверждения и сформулированные ими законы по-своему, строить теории о том, как устроены эти законы и их система (разумеется, по правилам, которые надо усвоить в процессе обучения).

В целом, занятие трудоемкое. Много сил нужно тратить для того, чтобы что-то понять, получить четкую картину. Определить, кто придерживается какого мнения и почему, уладить все противоречия, путем анализа выработать логическую систему. А после всего этого - многое по-прежнему остается неясным до конца, на некоторые вопросы можно всю жизнь искать ответы.

Такова Тора вторых скрижалей.

Но Тора первых скрижалей была иной. Евреи, которым она была дана, могли читать Письменную Тору и из нее понимать все. Без особых методов толкования и обсуждений. Ее текст был для них, как карта, на которой все сразу видно и понятно, без лишних слов.

Как мы объяснили, это связано с состоянием еврейской души на момент получения первых скрижалей. Тогда они достигли изначального духовного уровня Адама и единения, централизации души. Которой стала подходить именно такая Тора. Тому, кто в центре, раскрывается уникальный вид на все стороны дела одновременно. На все аспекты Истины. Причем не только на их различия, но и на то, как все они сходятся воедино и образуют общую систему.

Именно такой вид раскрылся евреям при получении Письменной Торы и сохранялся до греха тельца. Когда эта общая душа была разбита на составляющие, которые разлетелись, кто куда, утратив каждая ту уникальную перспективу.

Поэтому и скрижали были разбиты - утрачена та уникальная, единая, центральная Тора, вместе с уникальной, единой, центральной душой, которой она была дана.

И чем больше отдалялись от изначального уровня, вплоть до изгнания, тем более разрозненной и неопределенной была Тора. Как гласит Талмуд (Шабат 138б): в будущем невозможно будет найти четкий закон в одном месте. То есть у каждого мудреца будет свой взгляд на Тору, и по каждому вопросу будут споры, без четкого заключения в соответствии с одним или другим мнением. Что и имеем сегодня.

Ибо, как объясняет Маараль (Тиферет Исраэль 56), Тора неразрывно связана с евреями, представляет с ними единое целое (Тора ве-Исраэль хад у), и с ней происходит все, что происходит с ними. Поэтому стало невозможно найти одно четкое мнение по законам Торы в одном месте - потому что невозможно найти одно четкое определение еврея. 

Ведь кто такой еврей? Как он выглядит? Можно нарисовать один, однозначный портрет? Или, сегодня, дать одну фотографию?

Нет, нельзя. Ашкеназский еврей выглядит так, сефардский - иначе. Литовский так, хасидский или йеменский - по-другому. И цвет кожи у них часто несколько разный, и костюм, да и характер.

Вот и Тора такая: нет одной, определенной, есть множество разных. При этом каждый из упомянутых людей - полноценный еврей, и каждое мнение в Торе - само по себе истинное слово Б-га: Он Сам озвучивает разные версии (Гитин 6б). Но уж легкой для изучения и постижения это Тору, конечно, не делает. Чем глубже мы в изгнании, тем труднее ее постигать, тем больше приходится вкладываться, и выбиваться из сил, и изнемогать.

А ведь египетское изгнание было корнем всех последующих. Во всех аспектах, включая, значит, и Тору, ее состояние и изучение. Ведь и в Египте евреи были разбросаны по «четырем сторонам света», отчего и потребовалось четыре отдельных аспекта Исхода, четыре избавления.

Значит, и Тора была такая, что потребовалось четыре аспекта ее складывания в единую мозаику, в единый пазл. А то в изгнании трудно, а то и невозможно было так сложить.

Так что и изучая Тору, левиты потели и выбивались из сил. Рабский был труд!

А когда вышли из Египта, то вырвались и из тех оков! Вдруг все стало проясняться. Все противоречия вдруг решаться. Пошли одни за другой идеи, стало осенять. Воспарили и увидели общую панораму, как все взаимосвязано. Все стало складываться в единую картину! Вот это свобода, вот теперь расправим крылья!

Так что и в этом левиты пережили настоящее освобождение и избавление от оков, свежесть и новые перспективы. А потом - по тому же полному циклу, с достижением тотальной ясности первых скрижалей, но потом их утратой, и восстановлением равновесия уже на другом уровне, вторых скрижалей. Высокий уровень ясности, но не совсем тот, и в конечном счете утраченный в изгнании.

Из которого, впрочем, еще освободимся и тогда вновь испытаем освобождение и народа от угнетения, и Торы от неясности.

Теги: Тора, Ешива, Недельная глава, Шмот, любовь к ближнему, Рабство, изгнание, Египет, споры, Египетское рабство, Сочувствие, Моисей, Работа, Левиты