Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Моше не сказал фараону правду?

Отложить Отложено

Ну что за вопрос! О чем ты?

А вот о чем. С самого начала, когда Б-г открылся Моше и назначил его на миссию, какой была цель?

Вывести евреев из Египта, чтобы получить Тору на Синае, а затем прийти в Землю Обетованную, где основать свое государство на базе соблюдения Торы. Как Б-г сразу и сказал (Шмот 3:8-10): «И снизошел Я, чтобы спасти [народ] от руки Египта и вывести его из этой страны в землю хорошую и обширную, землю, текущую молоком и медом, место [где проживают сейчас] кнаанеи… А теперь иди, и Я пошлю тебя к фараону, и выведи Мой народ из Египта».

И так много раз.

Но когда Моше приходил к фараону, то для какой цели он требовал отпустить евреев? Это Б-г тоже ему сказал (там же 3:18): «И придешь ты… к царю Египта, и скажешь ему… позволь нам пойти на три дня в пустыню и принести жертвы Г-споду, нашему Б-гу».

Что Моше и делает. Тоже много раз.

О том, что евреи собираются покинуть Египет насовсем - ни слова. Ни о получении Торы на Синае, ни о завоевании Земли Израиля и построении там государства. Только о трех днях служения Б-гу в пустыне - подразумевая, что после этого вернутся в Египет. На службу.

Повторяя многократно от имени Б-га: «отпусти Мой народ, чтобы служили Мне» - с точки зрения фараона, Моше имеет в виду те самые три дня в пустыне. И только.

И каждый раз, когда фараон вроде бы готов был идти на уступки, это было именно в этом плане. «Идите, приносите жертвы вашему Б-гу в земле Египта… И сказал Моше: не должно делать этого… на три дня уйдем в пустыню и принесем жертвы Г-споду… И сказал фараон: «Я отпущу вас… только далеко не уходите» (там же 8:21-24). «Идите, служите Г-споду, вашему Б-гу. Кто [в списке собирающихся] идти?» (там же 10:8) То есть понятно, что не весь народ пойдет служить на эти три дня: женщинам и детям, и всему скоту зачем? Но Моше отвечает: а затем! Они тоже пойдут.

Так продолжалось до последней казни, первенцев, после которой фараон окончательно сдался (там же 12:31-32): «Выходите из среды моего народа и вы, и сыны Израиля, и идите, служите Г-споду, как вы говорили. И мелкий, и крупный скот берите, как вы говорили, и идите». На три дня, то бишь.

И только после того, как вышли, «было сообщено царю Египта, что бежал народ» (там же 14:5). Как объясняет Раши (там же), фараон послал с евреями своих шпионов, и они доложили.

Но до этого совсем не было речи о том, что евреи уйдут насовсем. Только выйдут в пустыню и послужат Б-гу, и вернутся. Фараон, конечно, не очень этому доверял, особенно после того как ему сказали, что и женщины, и дети, и животные пойдут, и внедрил шпионов. Но все-таки формально отпускал именно для этого - ибо только это от него и требовали.

Но почему? Почему не сказать правду? Отпусти народ насовсем. Потому что его место - не в египетском рабстве, а на свободе, в Земле Израиля. Потому что он избран Б-гом для Дарования Торы.

Так фараон не отпустит?

Почему? Ведь в конечном итоге он отпустил евреев под давлением Десяти казней. Под таким прессингом на что угодно можно согласиться. Наоборот - как-то странно, что все эти казни, обрушившиеся на Египет, все чудеса и знамения были лишь для того, чтобы фараон отпустил евреев… на три дня! Намереваясь потом сохранить их в качестве рабов! Неужели?!

И еще задают вопрос: фараон, наверняка имел шпионов среди евреев не только после того, как они вышли из Египта, но и когда они еще там находились. Неужели эти шпионы не донесли, что между собой у евреев разговоры вовсе не о трех днях службы в пустыне, а об Исходе навсегда? Получается, Моше говорит фараону одно, а своему народу - совсем другое! Неужели фараон не был об этом осведомлен?

 

Я слышал такое объяснение.

В каком состоянии был тогда еврейский народ?

Мягко говоря, в плачевном. Они уже два века были порабощены. Это не шутки. Достаточно почитать, например, русскую классику 19 века, когда еще было крепостное право, чтобы увидеть: рабы или крепостные - совсем другие люди. То есть психологически даже не совсем люди. Полное отсутствие своей воли и подчинение господам, которые могут их по своей прихоти высечь или продать. Вызвать звоном колокольчика, а потом сказать: «Пошел вон!», и так по сто раз. Самый жалкий Хлестаков или Подколесин - и тот барин своего слуги, и может грубить ему и помыкать, как захочется, по настроению.

И духовно, по словам мудрецов, евреи к тому моменту пали почти на самое дно, к 49-ым «вратам нечистоты» (из 50-ти).

Что делать с такими людьми?

Дать свободу?

В таком состоянии?!

Они же совсем не готовы к жизни в качестве свободных людей. Подавлены и лишены всякого достоинства, обезличены. Они во многом как дети, не самостоятельны, не умеют ничего решать, брать инициативу и ответственность, иметь свое мнение, выбирать свой путь. Это в теории свобода хорошая штука. А на практике, когда освободили тех же рабов в Америке, реальная картина была гораздо мрачнее той радужной, что нарисовали победители. Бывшие рабы не были готовы к свободной жизни, многим оказалось некуда податься, миллионы умерли от болезней.

Поэтому сама Тора, устанавливая законы, вовсе не спешит отменять рабство вообще. В ту эпоху, в отличие от нашей, рабство было нормой повсеместно, и это было бы слишком радикальным шагом. Люди не поняли бы.

И фараон не понял бы, если бы Моше сказал ему что-либо в этом духе о евреях.

- Дай мне вывести их из страны и привести к Синаю, где они получат Тору и станут «царством священников и святым народом».

- Кто? Эти рабы?! Священниками и учеными?!

- А потом они придут в Землю Кнаан, которую они отвоюют у местных царей.

- Кто, они?! Эти совсем подавленные и безвольные холопы, которые собственной тени боятся, и дают любому надсмотрщику себя высечь? Они станут воевать против царей и могучих великанов, населяющих ту землю? И победят?!

Тут фараон без лишних слов покрутит пальцем у виска и велит отправить Моше в ближайшую психушку, в компанию остальных «пророков», которые чего только «от имени Б-га» не вещают.

А разрешение фараона было необходимо. Иначе вообще вопрос, зачем вся эта история с походами к фараону и требованиями отпустить, и давлением казней. Б-г всемогущ, может просто вывести евреев, и ничего фараон не сможет сделать. Но нет, целью было не только практическое освобождение евреев, но и демонстрация им и всему миру господства Б-га над всеми могучими силами мира: ангелами, звездами и законами природы. И признание Его таковым теми, кто поклонялся этим силам и превратил их - или самих себя - в идолов, как фараон. Поэтому он должен был сам признать Б-га и решить Ему подчиниться, сам дойти до этого сознания.

А не думать, что все злая шутка и безумие, но что поделаешь, он бессилен против этих сумасшедших религиозных фанатиков, которых почему-то поддерживает какой-то странный бог.

 

Поэтому не так надо было начинать разговор с фараоном.

Даже с самими евреями не так уж просто было. Моше представил этих планов громадье - старейшинам (там же 4:29). Они еще могли переварить. Но остальной народ - с трудом. Им самим не верилось.

Поэтому, согласно мудрецам, большая доля народа вообще не захотела выходить из Египта. Как, лучше оставаться в рабстве?! Да, лучше, чем выходить в пустыню, где нет пищи и воды, и идти куда-то далеко, в неизвестность. Здесь, в рабстве, по крайней мере, все известно и предсказуемо. Есть пища и ночлег. А там?

Поэтому и среди тех, кто все-таки поверил и решился, после Исхода не раз, и не два раздавались голоса: давайте, вернемся в Египет! А то Моше непонятно куда завел нас, Сусанин этакий. Настигли египтяне у моря - говорили же тебе, не надо от них бежать. С ними хотя бы жили, а теперь умрем! В кране, то бишь в пустыне нет воды - нет, не Моше, конечно, ее выпил, но в Египте она была! Наконец, приблизились к границе Земли Обетованной - ой, а там же страшные великаны, как отвоюем у них землю, они же нас перебьют! Лучше обратно в Египет.

И приходилось Моше их убеждать, с помощью чудес и знамений от Б-га, и они тоже не всегда помогали, быстро улетучивалась их память, когда на пути вставали очередные испытания.

Так что евреям того поколения тоже с трудом верилось. Потому что идея действительно была радикальная и неслыханная. И весь Исход - не только физический, но и психологический - воистину чудесным.

Как уже обсуждали, потребовалась особая сила «быка», чтобы преисполниться духом и вырваться. Дерзнуть и совершить скачок.

Моше сумел придать эту силу евреям в достаточной мере, чтобы вырвались, но путь был воистину непростым, и уверенности, что «поднимется бык», было не больше, чем уверенности, что человек сможет преодолеть силу гравитации, оторваться от земли и полететь в космос.

Поэтому и агенты фараона не могли улучшить его осведомленность о планах евреев. Евреи сами мало о них говорили, считая их скорее нереальными фантазиями, которыми лучше не тешиться. А если и говорили, и фараону доносили, то он тоже не принимал всерьез. Да ну, какие-то там чудики болтают о полете на луну. Мечтать не вредно.

А если серьезно, то начинать разговор с фараоном надо было так, как Моше и начал, по указаниям Б-га. Ни о какой свободе и независимости сейчас речь не идет. А идет - об элементарном соблюдении прав. Даже не равноправии - рабы и есть рабы, на данный момент истории это норма. А о соблюдении прав тех самых рабов. Это не сокрытие правды - это вся правда, которую на тот момент можно было донести.

У этих рабов есть Б-г - дай им послужить Ему три дня в пустыне. Признай, что Он могуществен, и Ему подчинены все сильные мира сего - включая и тебя.

Только об этом с фараоном и можно было говорить всерьез. И на его реакцию - «Кто такой Г-сподь? Не знаю я Его» - ответить: так узнаешь!

Теги: Недельная глава, Песах, Фараон, свобода, Рабство, Египет, Бо, Исход из Египта, Египетское рабство, Египетские казни, Моисей, Освобождение, Избавление