Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Часть первая
Суббота и Работа
Всем известное правило: чтобы жить надо тяжело работать. Тора говорит, что это проклятие, что так были наказаны люди за тоже всем известный грех некашерного питания. А мы привыкли.
Менее известно пояснение мудрецов на послепотопный стих: “день и ночь не прекратят свои труды” – народы мира не имеют права соблюдать Субботу. Сознательно исполнившему законы этого дня грозит смерть.
Отчего так сурово?
Пожалуй, такое объяснение покажется Вам любопытным: у евреев сохранилась традиция, что проклятие Адама – тяжкий труд, до потопа выглядело весьма относительно: само уже не росло – сеяли, но приходилось-то сеять лишь раз в 40 лет! И собирать, соответственно, тоже! Свободное время опасно безделием, безделие – праздностью, а та – преступлением.
А за ним – Потоп.
Нельзя это допустить снова, а потому – зри в корень, работай всё время и будешь жить!
И всё бы хорошо, но с некоторых пор для нас с Вами (а мы ведь уже привыкли), а вернее, именно для нас с Вами, это замечательное решение стало неправильным. Исчезла, как не было, спасительная идея непрерывного труда. Её заменила Суббота: семидневный цикл, где работать позволено только в первые шесть дней, а в седьмой производительный труд не только не обязателен, но под самыми строгими запретами запрещён.
Он так и назван, этот день – Шаббат - Суббота, т.е. “прекращение труда”.
Только если прекращение труда – самоцель, потопа не избежать. И очевидно, что Суббота, в качестве последнего и исключительного новшества, должна быть совершеннее предыдущего указания о спасительной рутине.
В начале жизни мы пробуем всё на язык – так познаются смыслы. Тора перед нами как накрытый стол, и все части её изысканными кушаньями разложены на золотых царских блюдах. Мы, евреи, – цари, а блюда – наш Закон, Алаха. Пришло время подойти к столу, занять своё место и отведать Субботы, узнать каков её вкус.
“Помни день субботний чтобы освящать его. Шесть дней будешь работать и сделаешь всё на тебя возложенное. А седьмой день – Суббота Г-споду, Всесильному Судье твоему, не делай никакой (созидательной) работы; ты, и сын твой, и дочь твоя, раб твой, и рабыня твоя, и скотина твоя, и пришелец, который у ворот твоих. Ведь шесть дней делал Г-сподь, (всё необходимое для сотворения) неба, и земли, моря и всего, что в них, и отдыхал (в покое от этих трудов) в день седьмой; поэтому благословил Г-сподь день субботний и освятил его.”
Так сказано в 10 Заповедях (и хоть называть их этим именем не совсем грамотно, зато принято, а потому оставим как есть). О чём же идёт речь? Обнаружен пока что лишь сам факт прекращения труда, а для чего – ещё не ясно. Но прежде чем займёмся этим, следует определиться: что же представляет из себя та работа, которую так важно прекращать?
В источнике использованы два понятия: “авода” и “мэлаха”. Первое в словарях переводят как работа, а второе как ремесло, слово, которое в нашем случае само требует уточнения: осмысленный, направленный на достижение специального результата труд. Подставим, и вот что получается: Шесть дней будешь работать (делать авода ) и сделаешь всё на тебя возложенное (твоя мэлаха). А седьмой день – Суббота Г-споду, Всесильному Судье твоему, не делай никакой (созидательной) работы (мэлаха)... Введены две категории: “авода” и “мэлаха” – зачем? И ещё – странно: работа – понятие слишком общее, а в том, что мэлаха названа твоей, слышится намёк на то, что работа (авода) – она не твоя.
Однако удержим своё последнее удивление в памяти, а пока давайте разрешать недоумения в порядке живой очереди.
Итак: зачем же “авода” и “мэлаха” ?
Один наш мудрец отвечал так: по отношению к Субботе, работа подразделяется на два вида. Первый и основной – как бы с дальним прицелом, труд направленный на обладание в будущем, например, строительство или посев.
Добавим от себя: такое занятие отнимает столько сил и времени, что называется Работой! Люди готовы посвятить ей треть своей жизни и большую часть своих сил, за неё полагается ежемесячный оклад, с вопроса о ней начинаются новые знакомства. Воистину – РАБОТА !
Второй вид – труд ради немедленного результата, например, приготовление пищи. Так вот, по мнению этого мудреца, именно в приведённом выше стихе Тора раскрывает нам, что в Субботу не следует растрачиваться не только на сложные и не столь срочные задачи (авода), но даже на самые простые и привычные тебе действия (твоя мэлаха).
Здесь совершенно уместны приподнятые в удивлении брови: а дышать-то можно?!
Да. Можно.
Легко развеять такое несерьёзное сомнение: далеко не всякое действие человек называет работой. Но этот несерьёзный, но уместный вопрос позволяет подчеркнуть: Тора разговаривает на человеческом языке! И если с уважением прислушаться к ней, а лучше, объединившись с кем-то, кто уже любит её слушать, можно многое понять, и даже почувствовать, что же Она от нас с Вами ждёт.
Пришло время вернуться к Субботе, т.е. к прекращению труда. Нам было интересно – зачем она? Попробуем нашу цепочку: то, чем ежедневно занимается человек, вправе называться работой тогда, когда это производительный, вернее, созидательный труд. Откуда? – “...Ведь (связывает с заповедью не делай никакой работы) шесть дней делал Г-сподь (всё необходимое для сотворения) неба, и земли, моря и всего, что в них...”. Следовательно, делать – подразумевает осмысленные, плодотворные поступки. Они делятся на два вида: “авода” и “мэлаха”. Первый – объёмнее, и потому носит “фамильное” имя Работа, второй – определённее, специальнее – Ремесло. Похоже, что небо, и земля , и море напоминают “авода” , а всё, что в них – близко понятию “мэлаха”. Напрашивается: Б-г уподобляет нас Себе. Такой почёт наделяет особым правом преследовать это подобие всюду, где только возможно. А там наши привилегии немедленно становятся нашими обязательствами. Об этом так и говорят: положение обязывает.
Облегчённо вздохнём: кажется разобрались. – Святая Суббота, особый день, предназначена для достижения подобия, близости, даже слияния с нашим Творцом. Подобие свойственно любящим – Суббота и есть Время для Любви.
Погодите. Витать и парить рано. Неужели такой высоты достигаешь одним бездействием?! И более того, оно опасно! Сначала скука, затем потоп!
Дождались. Подошла очередь того припрятанного недоумения. Помните?: ” Шесть дней будешь работать (делать авода ) и сделаешь всё на тебя возложенное (твоя мэлаха). А седьмой день – Суббота Г-споду, Всесильному Судье твоему, не делай никакой (созидательной) работы (мэлаха)... – странно: работа – понятие слишком общее, а в том, что мэлаха названа твоей, слышится намёк на то, что работа (авода) – она не твоя“. И, чтобы усугубить, отметим ещё одну странность: почему для формулировки субботнего запрета используется не обобщающее понятие Работа (авода), а наоборот, ограничивающее – Ремесло (мэлаха)?
Избавимся же от сомнений. Пусть не гложут. Мы размышляли честно, и потому есть ответ.
Подойдём к этому отрывку с другой стороны (и этот путь также наследие наших учителей): Работа (авода) – действительно вещь общая, она всегда не только твоя. Трудясь, человек исполняет свой долг. Созидая, он наполняет жизнь смыслом, он уподобляется Творцу. Ведомый сознанием такой службы, человек преуспевает! Ему обещано: и сделаешь всё на тебя возложенное (твоя мэлаха)! Твоя – означает для тебя, во имя тебя, для твоей пользы! Оттого и твоя мэлаха – работа специальная, для тебя. А Суббота – вершина, там неуместны и ненужны никакие личные беспокойства – ведь всё, Слава Б-гу, успели. И более того: всё, что сделается в Субботу незаконным образом, ни за что и никогда не станет созиданием. И имя подобным занятиям, под каким бы соусом они ни были поданы, не авода, т.е. Служение, а никакая работа (мэлаха). Иначе – каторжный, в плену недоверия к Творцу, рабский труд, неблагословенный, а потому, разрушительный.
Вот мы и у цели: Суббота не грозит потопом. В ней нет места безделию. Она переполнена Работой, она и есть Служение – изучение Торы, семейный праздник, гости, физический отдых, наслаждение вкуснейшей пищей, строгое соблюдение субботних запретов...
Ах, она уже уходит, а сколько не успели!
Теги не заданы