Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В прошлом, мы обсуждали теоретические основы законов лашон ара, а также привычки, которые толкают человека на этот грех. А теперь начнем более подробное обсуждение этих законов.
Как передается лашон ара
Хотя лашон ара буквально переводится как злословие, и, действительно, обычно лашон ара передается в устной форме, тем не менее передавать отрицательную информацию о других запрещается и любым другим методом, например в письменном виде, или даже жестами, как в следующем сюжете:
Дядя Миша Кукушкинд вывесил объявление на русском и иврите в русской синагоге города Н-ска. К сожалению, дядя Миша в иврите не силен и умудрился написать ивритское словo "ахшав", состоящее из четырех букв, с тремя ошибками. Гидон (ранeе Гена) замечает ошибку и начинает громко смеяться. Потом видит проходящего мимо Рабиновича и показывает ему на объявление.
Лашон ара про себя заодно
Лашон ара нельзя говорить, даже если рассказчик упрекает и унижает себя вместе с другим человеком.
Рассказывает Ялкут Шимони (Йешаяу:406), что "великий пророк Йешаяу сказал,--"горе мне, я молчал, ибо губы мои нечисты, и живу я среди народа нечистого губами".-- Йешаяу был наказан за то, что он назвал евреев "народом нечистым губами". Один из ангелов подлетел к нему и прикоснул к его губам горящий уголь (рицпа на иврите). Сказал р. Шмуэл бар Нахмейни,--слово рицпа расшифровывается как "рацец пе"--разбей рот, который наговаривает на моих детей".
Талмуд (Йевамот 49а) далее поясняет, что то духовное наказание, которое потерпел Йешаяу, не было исчерпывающим.
Его внук, царь Менаше, приказал казнить его, и Йешаяу, используя Кабалу, спрятался в дереве. Его нашли и начали пилить дерево. Когда дерево пропилили и пила дошла до его рта, Йешаяу умер. Так сбылись слова ангела.
Раши объясняет, что хотя Йешаяу, а также другие пророки, бывало гораздо сильнее ругали евреев, тем не менее Йешаяу был наказан, потому что сказал лашон ара про еврейский народ без разрешения Свыше. С другой стороны, Меири (р. Менахим Меири, 13-14 век, Прованция) в своем комментарии, замечает, что если такое наказание постигло праведника, сказавшего лашон ара о грешниках, то тем более человека, которого говорит о своих ближних.
А кроме того закона о лашон ара, который мы вывели из этой истории, можно также увидеть насколько важно мламед зхут--оправдывать поведение других евреев в глазах Б-га. Мидраш заключает, что после этого, Йешаяу начал оправдывать евреев и за это заслужил быть пророком утешения--через него были переданы нам больше утешающих пророчеств, чем через любого другого пророка.
Теги не заданы