Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Выборы прошли, но разногласия остались.
По мере того как Биньямин Нетаньяху пытался сформировать правительство, в русской синагоге города Н-ска шли бурные прения по поводу того, кто получит какой портфель, какой политики должно придерживаться будущее правительство и (с подачи дяди Миши Кукушкинда) какую роль будет при нем играть Израиль в том-что-нельзя-называть. Оставшемуся равнодушным ко всему этому Паше-Пинхасу казалось, что в русской синагоге города Н-ска все – депутаты Кнессета, судя по накалу дебатов.
Параллельно с этим, Гольдштейн, до глубины души уязвленный предательской позицией дяди Миши (см. предыдущую статью), при каждом удобном случае клеймил его за левый уклонизм, старческий маразм а-ля Байден, предательство интересов еврейского народа, и иногда даже сомневался в том, еврей ли дядя Миша или, может быть, приемный украинец.
Владу-программисту все это очень не нравилось, тем более что ему не нравился и сам Гольдштейн. И вот когда в очередной раз на кидуше Гольдштейн разразился гневной тирадой против Лапида, Либермана и неких примкнувших к ним наших знакомых, Влад встал и сел за другим столиком рядом с Сашей-программистом, который что-то учил.
– Слушай, мне это уже надоело, опять Гольдштейн на дядю Мишу клевещет, все, я пойду и всем об этом расскажу.
– Не знаю, – сказал Саша, – в отместку за лашон а-ра говорить лашон а-ра? Мне это кажется сомнительным. Кстати, а что дядя Миша об этом думает?
– А ничего он не думает, Гольдштейн же хитрый, при нем этого не говорит, виду не показывает, ну а его приятелям Когану и Рабиновичу хватает ума, чтобы дяде Мише об этом не рассказывать.
– Ну, не знаю, я что-то из законов лашон а-ра помню, по-моему, это все-таки будет лашон а-ра.
И Влад-программист, который уважал Сашу за хорошее знание алахи, ничего говорить не стал.
А теперь давайте разберем, что пишет о такой ситуации Хафец Хаим. В законах лашон а-ра (гл. 10, пар. 5-6) Хафец Хаим пишет, что если кто-то сознательно рассказал лашон а-ра про другого, то можно об этом рассказать, осудить рассказчика и огласить его глубокую низость (годель гнут).
Это разрешается, поскольку рассказчик (в нашем случае – Гольдштейн) намеренно и злостно нарушил запрет Торы и не раскаялся в этом. Однако для этого необходимо соблюдение следующих условий.
1) Рассказывающий об этом (в нашем случае – Влад-программист) сам видел нарушение.
В нашем случае это условие соблюдается.
2) Нужно хорошо подумать и быть уверенным в том, что это действительно лашон а-ра.
В нашем случае это условие тоже соблюдается. Во-первых, см. предыдущую статью. Во-вторых, называть кого-то предателем и тем более – сомневаться в его еврействе – точно лашон а-ра.
3) Нельзя преувеличивать нарушение.
В нашем случае, Влад-программист не собирался говорить, что Гольдштейн хочет довести дядю Мишу до инфаркта, что было бы преувеличением, а просто хотел рассказать все как есть.
4) Если есть возможность упрекнуть грешника (Гольдштейна), чтобы он сам раскаялся или хотя бы перестал говорить лашон а-ра, тогда говорить лашон а-ра про него (Гольдштейна) нельзя.
В нашем случае это правило тоже выполняется, поскольку а) Гольдштейн Влада-программиста не послушает, б) даже если он с ним согласится, нет никакой гарантии, что потом клевета на дядю Мишу не продолжится, например, после проигранного Гольдштейном споре о взаимоотношениях Катара и Израиля, чемпионате мира по футболу и (куда же без китайцев) истинной цели приезда товарища Си, “ядра и кормчего КПК”, в Саудовскую Аравию.
5) Слова осуждения лашон а-ра произносятся с намерением принести пользу, настроив общество против нарушения Торы, а не из личной неприязни.
А вот тут все не так просто. С одной стороны, Влад-программист, конечно, против клеветы и лашон а-ра как явления. Но с другой стороны, он давно испытывает личную неприязнь к Гольдштейну, которая усугубилась в нескольких стычках между ними.
Из-за этого Владу-программисту говорить про Гольдштейна нельзя.
Ну хорошо, а что если Влад-программист над собой поработает и сможет настроиться на правильную кавану (стремление) во имя Небес (ле-шем Шамаим)?
6) Если о лашон а-ра еще не узнал ее объект (дядя Миша Кукушкинд), то говорить лашон а-ра о говорящем лашон а-ра нельзя, пишет Хафец Хаим, потому что тем самым мы создаем риск, что объект лашон а-ра (дядя Миша) узнает о том, что тот, которого мы осуждаем (Гольдштейн), говорит о нем (дядя Мишe) лашон а-ра. И тогда слабая и общая польза общественного осуждения нарушения законов Торы будет перевешена вспыхнувшей сильной ссорой и ненавистью конкретных людей, в нашем случае – дяди Миши Кукушкинда и Гольдштейна.
Поэтому тут, оставив все как есть, программисты поступают правильно.
Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, Политика, злословие, алаха, выборы, Сплетни, рехилут, злодеи