Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
История первая
Сидел Рабинович в синагоге. Подходит к нему Коган, спрашивает его--с кем тут у вас поучится можно. Но так, чтобы на серьезном уровне. Рабинович немного думает и отвечает: мы все тут не очень по этой части, но есть двое, которые у нас впереди. Мойше, аврех из коллеля и Саша-программист. Каждый из них по четыре часа в день учится.
На следующий день, после того, как Коган всем эти слова разболтал, приходит к Рабиновичу Мойше и упрекает его: Михал Палыч, что я тебе такого сделал, зачем ты меня перед народом позоришь? Не растерялся Рабинович и отвечает--а что я сказал? Что ты четыре часа в день Тору учишь? Да разве это плохо? Вон я и четверть часа за Торой не сижу!
История вторая
Рабинович решил, что если уж Тору не учить, то хотя бы добрыми делами можно заняться. Стал габай цдака (собирал цдаку). Как-то раз сидит дома, подсчитывает кто сколько дал, замечает что-то, потом еще раз подсчитывает, еще раз, а потом восклицает: ну и ну! Ира,--кричит он жене,--смотри как вышло. За месяц и Паша-Пинхас (напомню работающий охранником) и наш программист Алекс, ровно те же 632 шекеля дали. Удивительное совпадение!
Что думает после этого Ира? ''Да-а, Пинхас от себя последний кусок отрывает, а Алекс, скупердяй, мало того что и машину от работы получил, и зарплата хорошая, а деньги на цдаку давать не хочет''.
Лашон ара бывает двух сортов. Бывает, очень часто, объективная лашон ара. Быть негодяем, вором, предателем, развратником, есть некошерное, нарушать Субботу, сквернословить и т.д. объективно плохо. Поэтому сказать про любого человека, что он ворует, сквернословит, ест трефное или нарушает Субботу--иными словами, совершает определенно плохие поступки, является лашон ара. Нужно заметить, что в некоторых случаях, говорить подобные вещи можно, если от них будет польза, например предупредить человека, что такой-то вор, и с ним нужно держаться осторожно.
Но иногда, одно и то же поведение, в зависимости от человека, будет восприниматься совершенно по-разному. Возьмем первую историю. Хафец Хаим пишет (книга Хафец Хаим, гл. 5, пар. 6), что если сказать про человека, который учится в коллеле, что он учится только 3-4 часа в день, то это будет большим унижением и позором для него. А для человека, который работает, это будет большой хвалой.
То же самое и во второй истории. Сказать про миллионера (или даже программиста), что он дает столько же денег на цдаку, как и охранник, несомненно лашон ара.
А как же возражение Рабиновича? Что ему говорить это про других можно, потому что он сам бы не возражал, чтобы про него такое говорили? Хафец Хаим пишет, что говоря--''не делай другому того, чего не желаешь себе'', Тора имеет в виду, не делай другому того чего не желал бы себе, если бы был на его месте. То есть, если бы Рабинович учился в коллеле, наверняка бы не хотел, что про него говорили, что тратит попусту половину дня.
Поэтому, перед тем как что-нибудь сказать, мы должны подумать--а как это будет воспринимать тот, о котором я это говорю? Если он обидится, хотел бы я быть точно так же обиженным? Испорчу ли я ему жизнь?
Злословие и другие пороки речи портят атмосферу в отношениях между людьми. Если пожар злословия не тушить, то часто дышать становится нечем. Но человек может привыкнуть ко всему, и к загрязненному воздуху тоже. Ему кажется, что так нормально. Лишь попав в место, где воздух чист, он понимает, что можно жить по-другому.
Предлагаю читателям попробовать это на себе. День-два без того, чтобы говорить, слушать, читать лашон ара. Вы увидите, насколько приятнее обсуждать хорошее, чем все время думать и говорить о чужих недостатках, изъянах и проступках.
Теги не заданы